Константин Крылов ([info]krylov) wrote,
@ 2008-04-06 02:38:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пороки, моя версия. Начало списка
В связи с разговорами на всякие нравственные темы я задумался – а что я сам, лично, считаю нравственным?

Впрочем, нет, не с этого надо начинать. «Нравственным» или «безнравственным» можно объявить много чего (вплоть до любви к вареникам с картошкой), и всё это будет голословно. Ну, Крылов считает так, а я – иначе. Он вареники любит, а я – глазки кошечкам выдавливать. Это всё типа личные вкусы, ага-ага.

Посему удобнее начать издалече, беря некий разбег. Например, со списка добродетелей и пороков. Не Принципов Добра и Зла, а именно с добродетелей (или «хороших качеств») и пороков (качеств, соответственно, «плохих»). Потому что Добро и Зло – это, по общему мнению, кристаллы абстракций, кто их видел. А добродетели и пороки свойственны людям, и даже очень. Особенно пороки: тут все оживляются. Трудно объяснить, что такое Ум Как Таковой, и уж тем более что такое Лишённость Ума. Это и Платон запутался бы. А вот что такое тупой мудак, знают многие, ибо встречались с тупыми мудаками in re. Соответственно, философ, рассуждающий о природе тупости и мудачества, будет иметь несколько более благодарную аудиторию…

Так что к порокам-то и приступим. Благословясь, разумеется, как без того.

* * *


Нижеследующий список – точнее, его начало – это сугубо моё собственное имхо. То есть это перечисление человеческих свойств, которые я, Константин Крылов, считаю плохими. Поскольку я логичен, всему этому придан вид некоей системы. На самом деле это так, черновой вариант, совершенно непродуманный. В других обстоятельствах стоило бы сесть за написание трактата. Но я не в тех обстоятельствах, да и какие уж тут трактаты.

ОСНОВЫ

Так называемые человеческие качества – начиная от привычек и пристрастий и кончая «стержнем личности» - являются устойчивыми констелляциями воли и воображения. То есть это пункты, в которых воля и воображение поддерживают и направляют друг друга: воля хочет представлять себе определённые вещи, а фантазия своими картинками заманивает волю, чтобы она и дальше хотела представлять себе именно это. Устойчивая обратная связь, так сказать.

Оккультисты некоторых школ представляют себе волю в виде Дракона (он же, в других школах – Жезл и Древо), а воображение – как Змею. Соединение воли и фантазии есть своего рода соитие, даже брак. Таких соединений, правда, не одно, а несколько. Змея обвивается вокруг дракона, висит на нём.

Пороки можно рассматривать как извращённые соединения воли и воображения. В чём именно состоит изврат - см. ниже.

УНЫНИЕ

В каком-то смысле корень всех пороков. Состоит в том, что человек не видит ни вне, ни внутри себя ничего привлекательного, так как его воображение аккуратно замазывает всё чёрной краской.

Уныние переживается как горе без причины. Во всяком случае, без достаточной причины. Или, ещё точнее, это горе, которое является причиной самого себя. Это прямой саботаж воли к жизни со стороны воображения. Змея кусает, да не себя за хвост, а своего супруга за жопу.

Уныние имеет две разновидности, активную и пассивную. Это скука и отчаяние.

Скука – это «просто всё серо», «ничего не хочется». Человек медленно вянет, отвергая все попытки «развлечься», и со злобой относится ко всем, кто пытается его «встряхнуть», «вытащить из скорлупы». Злоба эта даже отчасти справедлива: ведь жизнерадостные идиоты вокруг и в самом деле раздражают, когда у тебя горе.

Отчаяние – состояние активное. Человек пытается любым способом и любой ценой отвлечься от своего состояния, развлечь себя хоть чем-нибудь. Как правило, воображение подсказывает ему только вредные, опасные или самоубийственные способы это сделать. В лучшем случае это запой, в худшем – преступление или суицид.

Можно спорить, насколько уныние в том или ином случае обосновано. В конце концов, бывает и так, что оно вызвано настоящим горем.

Характерный признак уныния: его нельзя пережить. Горе переживается (хотя это на самом деле тяжёлая работа – переживать горе, даже не очень большое), но уныние пережить нельзя.

Преодолеть уныние можно по-разному. Одно из сильнодействующих средств – заняться чем-нибудь очень неприятным, но необходимым. Особенно это касается давно откладываемых действий, типа «убраться, наконец, в квартире». Помогает также решительный отказ от какого-нибудь застарелого и привычного порока (хотя уныние толкает, наоборот, к нему).

СТРАХ

Трусость. Тут всё понятно: страх перед противостоящими людьми и обстоятельствами, «а вдруг изобьют и надсмеются».

Это бегство от должного, но неприятного. Можно спорить, является ли тот или иной конкретный случай бегством именно от должного, или просто от неприятного. Потому как от неприятного и в самом деле надо бежать, иначе это глупость.

Но вообще дело даже не в этом. Трусость – не просто страх (чувство естественное и даже необходимое), но страх именно что порочный, генерируемый воображением. Которое охотно создаёт монстров и запугивает ими волю.

Трусость лечится настоящей опасностью, от которой "никуда не деться". Лекарство горькое и с большим количеством побочек, но довольно эффективное.

Лень. На самом деле это тоже страх, но перед предстоящими делами и обязанностями.

Часто маскируется под «усталость» и «отсутствие сил», «таланта» или «вдохновения». Эти чувства симулируются услужливым воображением: утомление кажется усталостью, усталость – изнеможением, лёгкое недоумение – творческим кризисом. В особо запущенных случаях дело кажется вообще невозможным к исполнению, и тогда лень приобретает вполне узнаваемые черты страха. «Ни-ма-гу».

Опять же, можно спорить, является ли тот или иной случай проявлением лени или же настоящего недостатка сил и безнадёжности ситуации.

Характерный признак лени: отдых не помогает. Помогает же обычное «глаза боятся – руки делают».

Невоздержанность. В самом классическом смысле слова – неумение и нежелание воздержаться от чего-то, обещающего удовольствие, но при том вредного или скверного.

Опять же, корнем невоздержанности является страх, причём двойной: что «если я не съем вон ту конфетку, то мне станет ужасно плохо», и что «потом такой конфетки не будет». При этом чаемая конфетка обычно – дерьмо дерьмом. Тут опять включается испорченное воображение, на сей раз преувеличивая достоинства желаемого предмета, ну и заодно – муки от неполучения его.

О лени и трусости все и так понимают, а о невоздержанности нужно сказать особо. Дело в том, что её противоположность, воздержание, - это, пожалуй, самая необходимая в быту добродетель, а не какой-то там сверхъестестенный аскетизм. Хотя нет, почему же? Аскетизм и есть, в самом прямом смысле слова. Слово «аскесис» обозначет всего лишь «упражнение». Упражнение предполагает делание чего-то или воздержание от чего-то ради достижения некоего полезного результата в будущем. Красотка, сидящая на диете, или бодибилдер, исправно ходящий в спортзал, даже утончённый эстет, отказывающий в себе «во всём, кроме самого лучшего» - это самые настоящие аскеты. Впрочем, даже работяга, исправно встающий «по будильнику», тоже занимается аскезой. Потому как бывают люди, которых заставить встать утром можно только пинками. «Ну тяжело». Мне, например, очень тяжело вставать рано, да.

Вообще говоря, человек абсолютно невоздержанный, то есть полностью неспособный к аскезе – это аристотелевский «раб по природе». Он нуждается в плётке и биче надсмотрщика, как в пище и воде. Иначе он не будет работать, а сожрёт всё, что находится в пределах досягаемости, выпьет всё горящее, выебет всё движущееся, и завалится дрыхнуть. Такие сейчас просто перевелись (хотя в древности, видимо, были). Тем не менее, невоздержанность – очень распространённый порок.

Понятное дело, можно спорить о том, от чего нужно воздерживаться, а от чего нет, и при каких обстоятельствах. Что не отменяет.

Характерный признак невоздержанности: ничтожность поводов для неё и полное игнорирование будущих потерь, даже самых очевидных. Девушка смотрит на пирожное как кролик на удава, как будто оно её съест, а не наоборот. При этом точно знает, что великого наслаждения всё равно не получит, и в погоне за оным схомячит ещё два кило этих пирожных, и потом не влезет в любимую юбку, будет злиться, ненавидеть себя и так далее. «И всё равно, ведь вот оно».

* * *


Да, ещё одно. Попытка не замечать собственную трусость, лень или невоздержанность кончается обычно нарастающим унынием. Попытка отрефлексировать эти милые качества – отчаянием. В обоих случаях человека преследует чувство собственной ничтожности.


* * *

Продолжение, наверное, воспоследует. Когда время найду и настроение вернётся.

)(


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(Post a new comment)


[info]the_old_boy
2008-04-05 10:47 pm UTC (link)
Что делать? И - кто виноват?

(Reply to this) (Thread)


[info]krylov
2008-04-05 10:49 pm UTC (link)
Виноваты, понятное дело, Мировой Жыд и Мировая Жаба...

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]the_old_boy, 2008-04-05 11:22 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]krylov, 2008-04-06 12:02 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-06 12:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]krylov, 2008-04-06 12:15 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_old_boy, 2008-04-05 11:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]krylov, 2008-04-06 01:33 pm UTC (Expand)

[info]lenka72
2008-04-05 10:50 pm UTC (link)
Конец очень правильный.
Просто ради интереса: ты получил private message?

(Reply to this) (Thread)


[info]krylov
2008-04-05 10:51 pm UTC (link)
Не-а... Лучше напиши на kkrylov@mail.ru

(Reply to this) (Parent)


[info]grumbler
2008-04-05 10:51 pm UTC (link)
про уныние очень верно

(Reply to this)


[info]kazagrandy
2008-04-06 03:23 am UTC (link)
Вот только затеял сильно предаться Унынию, а тут такой "публикаций" прочитал.
Теперь воспрял и укрепился в силе воли. Благодарю!
Вполне искренне, кстати.

(Reply to this)


[info]agasfer
2008-04-06 03:39 am UTC (link)
Константин, а вы астрологией не балуетесь, случаем? Там ведь край непочатый для обобщений разного рода. Общие политические интересы Водолеев, несомненное полное отсутствие чувства юмора у Скорпионов, you name it, как гритца. Заманчиво, а?

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]dobryj_manjak
2008-04-06 08:20 am UTC (link)
Общие политические интересы Водолеев
Хм. Мне как Водолею интересно - в чём они?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]agasfer, 2008-04-06 09:42 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-06 10:01 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]krylov, 2008-04-06 08:24 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]senatov, 2008-04-06 11:46 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]slon88, 2008-04-06 12:59 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]krylov, 2008-04-06 01:35 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]slon88, 2008-04-06 01:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]agasfer, 2008-04-06 09:33 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]slon88, 2008-04-07 08:55 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]agasfer, 2008-04-06 09:41 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]paladinofhell, 2008-04-07 02:54 am UTC (Expand)

[info]tritopora
2008-04-06 03:54 am UTC (link)
В пост весьма своевременное рассуждение. Самое интересное, я думаю, в том, что о порочности этих пороков современному человеку ничего не известно. Невоздержанность ведь двигатель экономики, да и отчаяние - тоже.

(Reply to this)


[info]lucidcracker
2008-04-06 04:10 am UTC (link)
гут

(Reply to this)

Спрашуица вапрос:
[info]salatau
2008-04-06 04:14 am UTC (link)
а глас из пламенной купины Вам был?

(Reply to this) (Thread)

Re: Спрашуица вапрос:
[info]krylov
2008-04-06 01:35 pm UTC (link)
Нет. Это ИМХО. О чём читатель был предупреждён заранее. Сугубое, повторяю, ИМХО. Понимаете?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: Спрашуица вапрос: - [info]salatau, 2008-04-06 01:50 pm UTC (Expand)

[info]gogannrone
2008-04-06 04:59 am UTC (link)
Про аристотелевского «раба по природе» хорошо. Мне кажется, что одной из причин жестокости Средневековья была необходимость как-то привести в чувство (полностью истребить?) этот тип.

(Reply to this)


[info]khramov_s
2008-04-06 05:35 am UTC (link)
Вполне нормальный, христианский такой список. Отмечу также, что "всяка бяка" непременно имеет характер страсти, схожа с зависимостями. Зависимость от лени, трусости и уныния мало чем "по модулю" отличается от табачной или алкогольной.

(Reply to this) (Thread)


[info]sm_reshet
2008-04-08 07:55 am UTC (link)
Коготок увяз - всей птичке - кердык.

(Reply to this) (Parent)


[info]ebanat_kaliya
2008-04-06 06:04 am UTC (link)
все херня
пороков не существует... есть свойства, эмоции и состояния человека, которые человек либо умеет использовать, либо нет...

скуку, отчаяние, страх, лень... все можно использовать...
например включив скуку, можно придумать интересное развлечение... новую игру или книжку написать...

включив отчаяние, можно сделать такое, что раньше казалось невозможным, ведь типа терять то нечего...

запустив трусость можно избежать кучи неприятностей.... а кроме того, защитить себя от провокаций, когда тебя на смелость пытаются развести

лень - вообще двигатель прогресса... тут и объяснять ничего не надо

что касается невоздержанности, то здесь, наверное, соглашусь... но я бы назвал это именно неуправляюмостью... ибо свои желания нужно подчинять разуму, осуществлять эдакий виш-менеджмент

вотъ

(Reply to this) (Thread)


[info]mamay_m
2008-04-06 11:24 am UTC (link)
Предложу Вам рассмотреть єто не с позиции "включил скуку" , а стал искать способ расстаться со скукой. Скука сама по себе контрпродуктивна, и скучная борьба со скукой привела б к тому, что "скушно со скукою бороться, буду ка я сидеть и в потолок смотреть, размышляя о том, что нет в жизни счастья". В поиске нового развлечения, игры или написания книги не присуствует скуки, а если она там появляется то начинание это увядает и засыхает.
Тоже можно сказать и за нижеследующими примерами.

(Reply to this) (Parent)

Лень-- страх?
[info]alexvelikoross
2008-04-06 06:23 am UTC (link)
А в0т допустим лень драпать из окопа?И прочее.Да и в философском смысле она необходима,дабы иметь время для размышлений.(для тех,для кого ф-ия профессия не является.).Лень является двигателем прогресса(только вот и необходимость оного давно уже под сомнением).Лень--не беря её крайние варианты-является необходимой частью выживания человеческого организма.Ибо механизмы перегревшись от постоянной работы обычно восстановлению не подлежат.
В таком случае и сон-брат смерти и подлый(а может так и надо?:))к ней ,смерти,приучает:)
Если ,кто не понял это юмор такой...

(Reply to this)


[info]zabriski
2008-04-06 06:41 am UTC (link)
7

(Reply to this)


[info]blau_kraehe
2008-04-06 07:11 am UTC (link)
Прекрасно! Где бы священника взять, который бы так рассуждать умел?
А ведь, казалось бы, все известно, и что уныние - мать всех грехов, например, тоже.

(Reply to this) (Thread)


[info]sm_reshet
2008-04-08 07:58 am UTC (link)
А зачем священника-то? Чтобы "рассуждать"?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]blau_kraehe, 2008-04-08 10:18 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sm_reshet, 2008-04-08 10:23 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]blau_kraehe, 2008-04-08 11:15 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sm_reshet, 2008-04-08 11:53 am UTC (Expand)

[info]torian_kelus
2008-04-06 08:58 am UTC (link)
Интересная интерпретация лени...
вообще все лечится Волей, ибо "воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен" (с) Карлос Кастанеда

Что касается страха, то это не порок, это защитная реакция. Порок же - предаваться страху, и неосознанная паника... Другими слова боятеся не зазорно, зазорно бездействовать по причине страха.

И опять же все относительно;)

(Reply to this)


[info]qaraabayna
2008-04-06 10:39 am UTC (link)
Текст неплохой, но лишнее - сведение к другим порокам.

Пороки - это закрепленное ложное поведение. Ложность может быть материальной, как в большинстве примеров, и скрытой, понятной только в контексте Веры.

Закрепленность создается отсутствием немедленного материального наказания и наличием немедленного материального удовольствия.

Когда человек ленится в первый раз, его сознание активно сопротивляется, винит его, "не сделал, то, что запланировал". Но его жалкое "Я" подсказывает: "зато не устал, в мире со всем остальным миром, пошутил с женой, развлек, посидел с друзьями, пообщался" (лень ведь чаще всего не просто ничегонеделание, а делание чего-то необязательного вместо обязательного).

Если такое повторяется, поведение закрепляется. Маленькая победа зла над добром превращается в большую победу Зла над Добром.

Ключевым моментом в этой борьбе является Вера и Знание моральных принципов.

Когда человек в силу недостатка веры или стремления к знанию не может копнуть глубже простого существования моральных принципов - "есть и все. Мама сказала", это и есть главный порок, главный недостаток, The Mother of All Vices. Нет фундамента здания.

(Reply to this)


[info]rip1999
2008-04-06 11:44 am UTC (link)
просто спасибо.

(Reply to this)


[info]slon88
2008-04-06 12:52 pm UTC (link)
Вдохновленный Крылов пишет «наш ответ хэгээру».
Интересно, самолет с фигой вместо пропеллера в продолжении будет или нет? Думаю будет, иначе зачем огород городить. :)

(Reply to this) (Thread)

Re: Лень-- страх?
[info]krylov
2008-04-06 01:37 pm UTC (link)
Ну какой ответ хегееру? Отец Григорий - профи, а я просто "свои соображения предлагаю". В своей уютной жежешечке.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: Лень-- страх? - [info]nizgy, 2008-04-06 06:12 pm UTC (Expand)

[info]dormendo
2008-04-06 01:39 pm UTC (link)
Вообще, талант и вдохновение - это не то, что можно придумать, приписать себе или наоборот от этого отречься. То, что Вы назвали ленью, называется отсутствием мотивации. Эта вещь имеет совсем другие механизмы и причины. И невоздержанность описана как-то мультяшно, не бывает так. Невоздержанность - это не страх, это желание.

(Reply to this)


[info]garguylle
2008-04-06 03:32 pm UTC (link)
хорошо написано, безжалостно.Р

(Reply to this)

Чего понял
[info]8g13dsq
2008-04-06 08:10 pm UTC (link)
/Страх- это уныние, а уныние- это страх./ Добро и зло нах никому не нужно, потому что это не интересно публике./ Люди делятся на касты, но сейчас нет, потому что другую касту перебили когда-то раньше./ Все это логично по-определению./ Все это похоже на еблю кого-то с кем-то./ Практический аспект: с пороками можно бороться с помощью поджопников./ :--=)))

(Reply to this)


(Anonymous)
2008-04-07 03:31 am UTC (link)
Что называется "Остапа понесло". Ну надо же, такой "просвещенный" "атеист" и вдруг взалкал Христианские добродетели. Что столь наивно пытаемся скрыть за словесной мишурой?
Хи-хи-хи. Ха-ха-ха-ха. Все уже описано в точности.

(Reply to this) (Thread)


[info]8g13dsq
2008-04-08 05:44 pm UTC (link)
Респект ат души!

(Reply to this) (Parent)


[info]simmur
2008-04-07 03:51 am UTC (link)
Автор занялся переложением Отцов Церкви, хе-хе...

(Reply to this) (Thread)


[info]krylov
2008-04-07 10:32 am UTC (link)
Если почтенные Отцы Церкви со мной в этих вопросах согласны, охотно уступлю им приоритет. Но я говорил от себя и за себя, вообще-то.

(Reply to this) (Parent)


[info]velikoross
2008-04-07 06:32 am UTC (link)
Как вы с точки зрения "моралиинравсцти" оценили бы историю с Чумазиком?

(Reply to this) (Thread)


[info]krylov
2008-04-07 10:33 am UTC (link)
? Что за история?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]velikoross, 2008-04-07 11:41 am UTC (Expand)

[info]shudrak
2008-04-07 09:19 am UTC (link)
Бля. Я сосредоточие порока.

(Reply to this)


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…