Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Об увлечениях

Разговоры о "среднем классе" - это, конечно, всё пустяки, даже если речь идёт о западном "среднем классе". Однако, за этой химерой стоит нечто реальное. А именно - образ среднего человека, принимаемого не за "серость", а по-аристотелевски, как "надёжу и опору общества".

Что такое "среднее" - опять же, если брать это слово в старом и почтенном смысле? Отрицание крайностей. Например, бедность - это крайность: бедняк не является полноценным членом общества, потому что ему нечего терять - а потому он не боится общества и не нуждается в благополучии общественных институтов. Чрезмерное богатство тоже выводит человека за пределы общества: богач может защищать своё богатство сам - а значит, общества он не боится и в нём не нуждается. Зато средний достаток - самое то: у человека должно быть что терять, но для защиты своего имущества он должен нуждаться в отлаженности системы общественных отношений.

Впрочем, гораздо более интересным является вопрос о том имуществе, которое находится внутри головы. Опять же, здесь есть крайности. С одной стороны, "винтик системы" - человек, полностью манипулируемый, содержание головы которого целиком и полностью определяется телевизором. С другой - существует интеллектуальное гетто для большеголовых, сообщества производителей мнений, и прочие "надстройки".

Что же должно находиться в голове у "среднего человека"?

Во-первых, есть вещи, в которых "средний человек" разбирается, причём разбирается хорошо. Это то, за что он получает деньги - то есть профессия. Здесь он компетентен. Разумеется, у его компетентности есть пределы - выходя за них, он начинает нуждаться в помощи специалистов, в дополнительном образовании и проч. Но в целом он знает то, за что и почему он получает свои деньги.

Во-вторых, есть вещи, в которых он не разбирается, опираясь на мнения других. Это то, на что он тратит деньги - и как потребитель, и как налогоплательщик[1]. Здесь он некомпетентен. Разумеется, у его некомпетентности есть пределы: он может выбирать для потребления те или иные товары, и даже немного влиять на политику государства. Но в целом он не знает того, на что и зачем он тратит свои деньги.

Эти две области соединяются перемычкой, наличие или отсутствие которой крайне важно для понимания современных "средних". А именно - "средние" имеют увлечения.

Что такое "увлечение"? Человек добровольно избрает себе некую область знаний/приобретений, в которой он разбирается не хуже чем в своей работе - но которая является сферой его потребления. Например, коллекционер (что бы он не коллекционировал - картины мастеров Возрождения или пивные пробки) всегда является одновременно знатоком и ценителем и одновременно владельцем и потребителем предмета своего увлечения[2].

Это касается не только коллекционеров. Например, всякого рода "любительство" - начиная от хорового пения и вышивания крестиком и кончая каким-нибудь изучением истории философии алеутов - относится сюда же.

Итак. "Средний" - это тот, кто работает, потребляет и имеет хобби.

Удовольствие от "увлечения" - это смесь удовольствий от компетентности и обладания ("я разбираюсь в этом" и "я имею это"). При этом работа человека от него отчуждена (он, конечно, разбирается в своей профессии, он получает за неё деньги, но он не имеет плодов своего дела, их получает работодатель), а потребление определяется извне (он, конечно, что-то выбирает, но "при всём богатстве выбора" альтернативы нет, есть выбор между сортами йогурта). Зато в своём хобби человек наконец-то встаёт в позицию компетентного и свободного потребителя.

Собственно, единственная реальная свобода, которая имеется у современного человека - это выбрать себе безвредную забаву.

Впрочем, говорят, что раньше и того не было.

Правда, "кто говорит-то".




[1] Его вкусы, потребности и привычки определяются его социальным статусом, модными журналами, телевизором и проч. Что касается собираемых налогов, то государство тратит их по своему усмотрению.

[2] Это, кстати, объясняет феномен "элитных товаров". По-настоящему элитный товар - это товар, потребить который способен только знаток. Таковы, например, коллекционные вина или дорогие сигары: их потребление требует и утончения вкуса, и немалых знаний о предмете.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments