Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

О протекционизме и диктатуре

Сначала две банальности:

1. Мотивация заниматься производством продукта обратно пропорциональна предложению продукта А на рынке и количеству его модификаций. Если все полки продуктовых магазинов заставлены молоком всех видов жирности и во всех ценовых категориях - хули ж производить молоко. А вот если молока нигде нет (а есть только плохое и дорогое) - самое оно вложиться в молокозавод.

2. Мотивация повышать качество продукта / снижать цену / совершенствовать продукт прямо пропорциональна редложению продукта А на рынке и количеству его модификаций. Если молока мало - хули ж надрываться, всё равно выпьют. А если се полки продуктовых магазинов заставлены молоком всех видов жирности и во всех ценовых категориях, но мы всё-таки производим молоко - тут уж надо извернуться и предложить какое-нибудь "молочко альпийской козочки" или "молочный коктейль с сахарным ромом".

Или, проще. Делать продукт хочется при неконкурентном рынке. Делать хорошо - в ситуации жёсткой конкуренции[1]. Понятно, что одно противоречит другому. Так что пространство, в котором производится что-то хорошее - это "такой небольшой промежуток", когда некий производитель начал своё дело на пустом рынке, потом втянулся, вложился, а тут конкуренты подоспели, импорт хлынул - и пришлось изворачиваться и "повышать качество" и делать "с сахарным ромом".

Понятное дело, что разумная протекционистская политика стремится прежде всего стимулировать производство своего, пусть даже плохонького. "Качество придёт позже". Впрочем, если слишком задержаться с отказом от протекционизма, "стадию качества" можно и пропустить: производство стагнирует. То есть в какой-то момент отсутствие конкуренции становится необходимым условием производства. Потому как оно всё простраивается под зачищенный от конкурентов рынок (усыхают инновации, ритуализуется управленческий процесс, экономия на мелочах становится фетишем) - так, что первая же альтернатива "единственному и безальтернативному продукту" оказывается катастрофической.

Интересно, что настоящая диктатура - это такая же "перестоявшая монополия". Которая не то чтобы кровожадна, но вот так получилось, что власть просто не может действововать, если политический рынок не расчищен полностью. Первый же чих "чужого предложения" - и всё.

Из чего не следует, что диктатура - это всегда плохо. Иногда это единственный реальный способ наладить у себя в стране производство власти. Своей власти, а не власти "высокоэффективных советников из развитых стран", которые "уж насоветуют".



[1] Я пишу именно про "хочется" и "мотивацию", потому как человеческие намерения не определяются только цифрами из бизнес-планов. Хотя, конечно, на 70% решения бизнесмена зависят именно от баланса ожидаемых прибылей и рисков - но есть же и оставшиеся 30%.
Но всё-таки и "мотивации" поддаются оценке и сравнению.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments