Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Идентичность

Из чего состоит сознание - не только человеческое, а любое? Во-первых, из базовых эмоций: страха, зависти, ненависти и и тоски (скуки/отчаяния). Это основа сознания как такового. Далее, в сознании заложен набор конкретизаций базовых эмоций (набор страхов, набор предметов желания и набор объектов ненависти), а также способы справляться с базовыми эмоциями. Чем сложнее устроено сознание, тем сложнее и изощрённее эти способы.

Обратимся сначала к страху. Страх - это всегда страх потерять своё. Предельным случаем "своего" является жизнь, понимаемая как способность владеть. Живой может что-то иметь, хотя бы самого себя - мёртвый не имеет ничего, даже самого себя[1].

Таким образом, первичный, придонный слой сознания - это набор угроз. Всякая угроза сводится к угрозе потери жизни[2]. Соответственно, способы избежать или преодолеть угрозу - ну хотя бы память об их успешном преодолении - составляет первичный скелет сознания.

Это и есть идентичность, "самость", "личность", "субъектность" и всё такое.

Идентичность - совокупность ответов на определённый набор угроз. Набор угроз и определяет идентичность. Причём когда угрозы исчезают, идентичность остаётся. Это память о прошлых угрозах. Причём чем серьёзнее были угрозы, тем более стойкой и более важной является та часть идентичности, которая содержит воспоминание об их преодолении.

Таким образом, костяк идентичности – это "выжившее": она даётся в смертельном переживании и является воспоминанием о смерти. Если его не было, нет и идентичности.

Это относится и к "коллективным субъектам". Поэтому Гегеля и его рассуждения о народной (читай - тотальной) войне как источнике национального духа мы тут излагать не будем. Равно как и останавливаться на роли национальных катастроф в становлении нации. Это-то всё понятно. Равно как и роль мифологической надстройки над этими переживаниями.

Интересно, однако, вот что: сможет ли Катастрофа 1991-20?? годов стать основой идентичности русской политической нации? В общем, да - если, конечно, найдётся достойный ответ на гайдаромор. Именно этот ответ, а не Катастрофа как таковая, и будет "основой жизни нашей".


[1] Поэтому примитивные похороны есть попытка сохранить за мертвецом хотя бы его тело (пусть разрушающееся, гниющее, но, по крайней мере, защищённое от каннибальских покушений) и некоторые вещи. Вместо притягивающей силы жизни, оживляющей тело и позволяющей ему держать в руках свои вещи, они теперь охраняются силой табу, отталкивающей это тело и эти вещи от живых и тем самым создающей некое подобие жизни. Частная собственность, кстати, произошла именно от собственности мёртвых - через механизм "наследования".

[2] Включая угрозу потери имущества. "Неважно, что выбирать, жизнь или кошелёк, ибо без кошелька всё равно смерть" (с).

)(
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal