Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Ещё раз о чувстве вины, покаянии и прочих подобных материях

Что-то вроде трактата, получившегося из случайного коммента вот к этому постингу.


О ЧУВСТВЕ ВИНЫ: месть себе


1. Что такое чувство вины? Это месть себе. То есть желание отомстить, направленное на самого себя.

2. Что такое желание отомстить? Это желание причинить своему врагу вред. Повторяю: причинить вред, а не принести пользу.

3. Поэтому испытывающий чувство вины, по сути, хочет нанести себе вред. Вред, который он называет "искупительной жертвой".

4. Поэтому чувство вины в принципе не способно подвигнуть человека на то, чтобы сделать для себя что-то полезное - например, начать "работать над ошибками". Нет, он будет именно что мстить себе, пока не почувствует, что измучил себя достаточно.

5. Мучающийся от чувства вины может истязать себя осознанно или неосознанно.

5.1. В первом случае, кстати, это безопаснее. Даже такая процедура, как христианское покаяние (см. ниже), может быть проведена без потери крови.

5.2. Во втором случае всё хуже. Как правило, виноватящийся либо продолжает делать именно то, что вызывает чувство вины, либо применяет такой мучительный и гнусный способ ликвидации вины, чтобы он был "хуже болезни" [1].


О ПОВЕДЕНИИ ВИНОВНОГО: выводы из тезиса "ты сам себе враг"


1. Всякий, кто говорит другому "ты сам во всём виноват", тем самым, говорит ему - "ты сам себе враг". А как поступают с врагом? Либо он сдаётся, либо его уничтожают. Поэтому поверивший в то, что он сам себе враг, начинает УНИЧТОЖАТЬ СЕБЯ.

2. Это небезопасно и для окружающих.

2.1 Во-первых, виновный ненавидит не только себя, но и всех тех, кто его любит и кто желает ему добра. Это вполне логично: если он сам себе враг, то друзья его врага - его враги. Поэтому виновный, как правило, стремится сделать какое-нибудь зло тем, кто делает ему добро. Сделав же это зло, он либо начинает чувствовать вину ещё и по этому поводу, либо каким-нибудь образом обманывает себя, приписывая ближним недобрые намерения, после чего продолжает им гадить.

2.2. Обратное так же верно: виноватящийся прямо или косвенно помогает своим ненавистникам и всем делающим ему зло. Ведь они враги его врага, а значит, союзники. Опять же, для оправдания своего поведения виновный начинает сочинять разного рода байки - например, о том, что "от врагов есть польза".


ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ: четыре возможности


1. Как правило, виноватящийся не может избавиться от чувства вины волевым или интеллектуальным усилием, именно потому, что переживает его как чувство, а не как ложную идею. Он может даже понимать, что ни в чём не виноват или что чувство это неконструктивное - оно от этого никуда не исчезает. Фантомная боль остаётся болью.

2. Первое, что обычно пытается (бессознательно) сделать виновный, желая уйти от своей вины - распространить круг виновных на какую-нибудь общность, в которую он включён. То есть перейти от "я виноват и заслуживаю мучений" к "мы виноваты и заслуживаем мучений". В последнем случае на его личную долю мучений достаётся меньше. Если же появляется возможность абстрагироваться от "мы", то чувство вины гармонично переходит в чувство мести, направленную на общность[2].

3. Второй способ - разотождествление с собой ("это не я", "это был не я"). Виновный субъект остаётся "где-то там", а человек переживает себя как нового и невиновного.

3.1. Предельным (и предельно честным) способом разотождествления с собой является покаяние. Тут не нужно иллюзий: покаяние есть психологическое самоубийство. Кающийся доводит себя до ощущения предельной вины, абсолютной невыносимости существования, до невозможности быть. Дальше в дело вступает чисто биологическое желание жить, которое и разрывает покаянное сознание, как тряпку: в какой-то момент (как правило, символически оформленный) человек вдруг чувствует себя "обновлённым", "искупленным" и т.п.[3].

[3.2. Есть и другие методы; мы их сейчас рассматривать не будем.]

4. Виноватящийся также может начать искать так называемого "прощения". В простейшем случае "прощение" - это отмена значимости той информации, на которой основано чувство вины: какое-нибудь "ты мне ничего плохого не сделал" или "ладно, проехали". В принципе, это работает, но не всегда. Вина сама ищет себе пищу: например, на "ладно, проехали" виноватящийся может подумать, что его просто презирают, причём заслуженно, ибо он виноват, и так далее. Символическое "прощение" хорошо сочетается с покаянием.

5. Наконец, виноватящийся может отказаться считать виноватым себя и начать считать виноватым другого - то есть перевести нездоровое чувство "желания зла себе" во вполне здоровое, хотя и не всегда красивое, "желание зла другому" , то есть в обычную месть. Дальше можно мстить или отказываться от мести, но это уже иная проблема.



[1] Можно также сочетать эти два метода. Например, толстяк, считающий себя виноватым в своём избыточном весе, может сесть на изнурительную диету, прерываемую краткими вспышками обжорства. Тем самым он истязает себя максимально болезненным образом, делая свою жизнь невыносимой.

[2] Например, известное "ненавижу эту страну за то, что я урод": понятно, что в основе лежит переживаемое индивидом чувство собственного "уродства" (подлинного или мнимого, неважно).

[3] Нечто подобное иногда происходит и при других патологических состояниях - например, при избавлении от тоски по умершим или после несчастной влюблённости. "Однажды утром он встал и почувствовал, что мир за окном прекрасен, что чувства его живы и что он может жить дальше" (с) лит. штамп.

Правда, следует иметь в виду, что чувство вины куда более коварно и прилипчиво, так что "само" оно обычно не проходит.

)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →