Для чего существует нынешняя Российская Федерация? Если не для свободы, а для ответственного экспорта на Запад энергоносителей, то есть для обслуживания западных интересов, то неясно, чем плох иностранный шпион, действующий в интересах всё того же Запада? Действительно, если правительство говорит, что всеми силами намерено отстаивать интересы США и качать нефть и газ в «Европы», не жалея сил, почему то же самое не может сказать оппозиция?
Возникает уникальная ситуация, когда на обвинение «вы — иностранный шпион!» можно совершенно спокойно ответить: «Да, а чо?». И на это «чо» никакого рационального ответа попросту нет. Действительно, если правительство искренне и раболепно сотрудничает с Западом, то почему нельзя с ним сотрудничать кому-то другому? Штатные пропагандисты нынешней власти слишком много говорили о том, что правительство — единственный европеец в России. Однако на практике, правительство стремится быть единственным американцем. То есть единственным субъектом, уполномоченным на сотрудничество с Западом. Этакий эксклюзивный шпион, один на всё общество.
Впрочем, если сказать точнее, сотрудничество с Западом рассматривается просто как привилегия правящей касты.
Вообще говоря. Госмонополия на предательство составляет суть россиянского режима с 1991 года и никогда не менялась - несмотря на известные "наведённые иллюзии".
При этом важным "критерием отбора в элиту" является не просто готовность продать, но готовность продать "за копеечку". Сдать последнего союзника и разоружить страну не за какие-нибудь "геополитические уступки" (это было бы нормальной политикой), а за приглашение на третьеразрядное мероприятие, типа.
Отсюда и россиянский патриотизм. Под ним понимается, во-первых, начальстволюбие, и, во-вторых, признание за начальством абсолютной монополии на предательство и ненависть к тем, кто оную монополию нарушает.
При этом народишко попадает в психологическую ловушку. Например, какие-нибудь олигархи - которые одно время имели своё собственное суверенное право торговать Россией - и в самом деле омерзительны, и расправа над ними не могла не радовать. Тот же Ходорковский так и вовсе собирался "слить термояд". Но вся проблема в том, что борьба с ними велась не как с предателями Родины, а как с нарушителями монополии.
То же самое верно и по отношению ко всем прочим вопросам. Например, современная россиянская ментовка - это просто крупнейшая преступная группировка в стране. Она давит другие группировки не как преступников, а как конкурентов.
Это всё, впрочем, очевидно. Но проговорить ключевые вещи подробно, как у Святенкова - очень, очень полезно.
)(