?

Log in

No account? Create an account

Всеобщий синопсис или Система мнений


Previous Entry Share Flag Next Entry
Про книжки. Юнгер. "Годы оккупации" (дневник)
с митинга
krylov
Вот тут некоторые товарищи меня стыдят - что это я всё пишу про политику и про русских. Это же так неизящно. "Лучше Вы, Кстин Анатольч, про книжки пишите".

Я так подумал и решил: а вот буду. Писать про книжки. Благо, я их иногда читаю.

Вот, к примеру. Недавно асилил.


Эрнст Юнгер. Годы оккупации (апрель 1945 – декабрь 1948). – Серия «Дневники XX века». - Издательство «Владимир Даль», 2007


Кто такой Юнгер, объяснять, я думаю, никому не нужно. Если коротко – это такой немецкий Николай Гумилёв: скучное детство – Африка – литературные и философские опыты – правые взгляды - офицерство – война – «святой Георгий тронул дважды» - вот только не расстреляли: обошёлся четырнадцатью ранениями, зато потом прожил до ста с лишним. Я так думаю, Гумилёв при других обстоятельствах тоже мог бы так. Представляю себе, как он в 1991 приезжает из Парижа в ЦДЛ, а к нему бросается юноша бледный со взором горящим и с оригиналом «Огненного столпа» - «соблаговолите автограф». Кстати, не один я представляю – см. «Глаза чудовищ» и прочие книжки сериала.

Да, кстати. Юнгера ещё считают «фашистом» и «философом». Интересно, что и то и другое не то чтобы прямое враньё, но всё-таки «не о том».

Нет, он и в самом деле был типичным консервативным революционером, Гитлера поначалу приветствовал, потом разочаровался и занял ту позицию, о существовании которой сейчас вспоминать не принято: антигитлерист «справа». Соприкасался с кругом фон Штауффенберга – примерно как Пушкин с декабристами («пловцам я пел»). К его чести, после войны он не побежал записываться в антифашисты и работать на оккупантов.

Что касается «философа», тут квипрокво: философией систематически занимался его брат, а вот сам Эрнст не то чтобы светил мыслью, но влияние на эту самую философию оказал немалое. Потому как его трактат «Рабочий, Господство и гештальт» («диагностика эпохи», «крушение ценностей» etc.) местами сильно перепахал Хайдеггера. Сейчас, конечно, это уже не читается (наелись), а тогда - - -

Но в целом Юнгер именно что офицер и литератор. «Военный интеллигент». В каковом качестве и интересен.

«Даль» издал практически все юнгеровские военные дневники – «В стальных грозах», «Излучения», прочую красоту. Особенно, конечно, «Излучения» хороши. Как он там кайфовал в Париже, в приятном статусе интеллигентного оккупанта в несопротивляющейся стране! Утром прошвырнуться по антикварным лавочкам, купить интересное издание Ривароля, вечером – к какой-нибудь «мадам Бомжэ – она встречает в неглиже». Так на протяжении многих, многих страниц: устрицы, шампанское, орхидеи в бутоньерках, опять же разнообразные мадамы и изящные беседы с умными французскими коллаборационистами. Война, бля. В конце концов начинаешь думать – а вот бы этого Юнгера в Соловки на Восточный фронт! И что ж: в середине книги с ним это самое и происходит. Его таки отправляют… О, как ему это не понравилось. Никакого он у нас не обнаружил изящества. Правда, его быстро вернули во Францию, а жаль. Задержись он у нас, многое бы пришлось ему пересмотреть в собственных воззрениях. И про господство, и про гештальт, ему бы тут всё разъяснили.

Но это «Излучения». А вот теперь вышли «Годы оккупации». На мой вкус – самое интересное.

Хронологические рамки см. выше. То есть это самое-самое «то время».

Книга интересна как ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТОТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ. Переживания его очень умным, смелым, критичным и – в разумных пределах – честным человеком. Когда все его идеалы – да, фашистом он не был, но мощь и величие Германии были для него абсолютными ценностями – попраны, втоптаны и т.п.

Так вот, демонстрируемый им набор реакций в высшей степени поучителен. «Образец».

На бытовом уровне: отстраивание от ситуации – демонстративное, намеренное. Жест отворачивания от политики, от людей вообще – к природе и книгам. Типа – «сегодня у меня был праздник: расцвёл ракитник…» Или – «читал сегодня такую-то главу Ветхого Завета. Как величествен образ Эсфири, в нём сокрыты грозные тайны женской природы…» Всё это на фоне рассказов о беженцах, солдатах, убийствах, судах, и т.п. «Но всё это мелочи, вот ракитник расцвёл, вот вечные книги шелестят страницами». В наше время, наверное, этому соответствовал бы жест натягивания на голову наушников: «злые вы, уйду я от вас, слушать Бетховена/Битлз/Цоя/Летова»). Кстати, я почти не иронизирую: жест понятный и вполне осмысленный.

С другой стороны, на фоне «ракитника» особенно выигрывает тема ужаса оккупации и бесчинств оккупантов. Юнгеру ещё повезло: он эти годы прожил не в советской зоне. Но всё равно приятного было мало: американские негры в касках временами вели себя неизящно. Но слухи об ужасах, творимых русскими, всё перекрывали. Русских немцы боялись отчаянно – тем самым страхом кошки, которая очень хорошо знала, чьё мясо съела, в самом буквальном смысле.

Впрочем, тут интересна не «русская тема» сама по себе. Хотя, конечно, полное отсутствие чувства вины – именно перед русскими! – поражает. «Вроде бы благородный человек», и перед европейцами слегка жомко – а вот русские искренне воспринимаются как двуногие животные, чьё право на человеческие реакции (типа мести за родную хату) не то чтобы отрицается, а просто даже на ум нейдёт. «Медведи вышли из лесу мстить охотникам – какая фантасмагория».

Так или иначе, то, что творили американцы и прочие, тоже тщательно фиксируется автором, лыко шьётся. Вот этому нам стоило бы у немцев поучиться. Даже в ситуации, когда нация лежит с разбитой мордой и ждёт, когда её добьют, кто-то аккуратно записывает в книжечку – «отобрали часы, отобрали портфель, отобрали всё», с промежуточным рефреном «значит было за что», но калькуляция обид не прекращается: «насрали на грудь, оторвали яйцо, попытались кастри-и-и…» (Если кого шокирует метафора, так это песня Псоя Короленко, очень жизненная). Причём тетрадочка с описанием прячется, чтобы потом – е.б.ж. – предъявить, «хоть через сто лет». Тот же Юнгер всё время пишет про изнасилованных русскими немок. Причём ни разу не наблюдав подобного самолично: он коллекционирует слухи. Сейчас, когда темку подняли, эти самые мемуары, думаю, тоже пошли в ход: «свидетельство очевидца»… И, повторяю, это всё в ситуации «значит, было за что». А мы в России такие калькуляции вести не умеем, увы. Нас побьют – а мы синяки не пересчитываем. А надо, надо пересчитывать, и обязательно в травмпункт сходить, засвидетельствовать каждую царапину. Потому как ПОТОМ ПРИГОДИТСЯ…

Это у Юнгера непосредственные впечатления. Дальше включается память, «пересмотр событий» в контексте обнаружившейся судьбоносности таковых. Ну, Юнгеру «переосмысливать» особенно ничего не надо было: он уже к сорок третьему был уверен, что всё кончится плохо. Теперь об этом стало можно писать в дневнике (Юнгер спокойно признаёт, что уничтожил огромное количество компрометирующих документов, «да, боялся» - и дальше следует интереснейшее эссе о мужестве солдата и гражданском мужестве, не потерявшее актуальности и сейчас). И тем не менее, соответствующие воспоминания (например, о знакомстве с Геббельсом или о парижских офицерах-заговорщиках) выглядят, как бы это сказать, сторнированными по-чёрному – путём добавления в дебет всяких «предчувствий и предзнаменований», чтобы свести баланс. Не то чтобы это был запрещённый приём, но - - -
И, наконец, «осмысление» в собственном смысле слова. Оно там тоже есть.

Немцы после Первой мировой заняли позицию: «нас предали, у нас украли победу, над нами глумятся лягушатники, но ВНУТРИ себя, innere, мы НЕ ПРОИГРАЛИ». Ход сильный. Но эта карта уже сдана и бита. Юнгер понимает, что на этот раз немцы проиграли и снаружи, и внутри, и вообще везде где только можно. Тем не менее – «что, обосраться и не жить?» Немцу такое в голову не придёт. Жив остался – значит, нужно готовиться к следующей войне. «Мы ещё зададим им жару».

И Юнгер присматривает пути к далёкому реваншу. Ну не пути – скорее, Holzwege (в хайдеггеровском партизанском смысле, а не в старом поговорочном).

Какие ходы мысли тут участвуют? Во-первых, традиционное «проиграли НЕ МЫ». Юнгер всё время ищет субъекта поражения, отличного от «немцев».

Первое, очевидное решение, совпадающее с тем, которое стало общепризнанным. Проиграл Гитлер, который неправильно понял свою миссию (каковая вообще-то была правильной). Немецкий народ, конечно, тоже проиграл, пойдя за Гитлером, но он уже оплатил свои заблуждения чудовищными страданиями (см. «изнасилованные немки»). Кстати, опять же: нормальный европеец, даже очень правый и настроенный «антинародно», всегда очень быстро прощает свой народ за всё. В послевоенной Германии «фашисты» и «антифашисты» ОЧЕНЬ БЫСТРО друг другу всё простили – кроме тех антифашистов, которые были на содержании у оккупационной администрации (что, впрочем, тоже не вызывало удивления). Никаких тебе «красных и белых» нашего отечественного разлива там не образовалось. Хотя… чес гря, существование ГДР очень тому способствовало.

Но это банально. Следующий ход: проиграл не только Гитлер и немецкий народ, но и те, кто с Гитлером воевали, ибо, в сущности, чем они лучше? «Все мы, европейцы, в этой войне просрали полимеры разрушали великие европейские гуманитарные ценности». Дальше слово «победители» ставится в кавычки… ну вы поняли, как это работает? (Кстати, такой ход у нас тоже пытались применять, обвиняя победителей в Третьей Мировой в том, что они «оказались не лучше совка»).

И, наконец, последнее. «Время было такое». Вот, виновник найден: проиграло само время, Zeitgeist. Дух эпохи был таков, что вызывал к жизни гигантские силы и не сумел с ними совладать… Дух, всё дух. Кали-Юга проклятая. Тут мысль Юнгера залетает далеко

Но это я про то, что «красной нитью». А так по ходу – это именно что дневник умного человека, изюму там рассыпано предостаточно, стиль-язык-выделка и всё такое. «Читать стоит».

Считайте это рекламой, что-ли.

)(


  • 1
Лабазов - Э. Юнгер в русском Интернете
http://labazov.livejournal.com/111711.html

Если кому интересно - вот весьма полная био- (и библио-) графическая справка об Эрнсте Юнгере.

Прочитал как историю болезни. Ведь я - врач по профессии. Имхо, Вы около этого жанра написали?

Пишите про книги, а про политику и про русских - лучше не надо.

Хм, но эта заметка про политику и про русских. Вы не заметили?

Отличный пост!

Очень интересно. Большое спасибо за эту рецензию. У меня есть "В стальных грозах" и ещё кое что из дневников, изданных «Владимиром Далем». "В стальных грозах" мне показались изрядно скучноватыми. Тем не менее... "Годы оккупации", судя по всему, едва ли не самое интересное из его дневников. Надо приобрести, да.

В послевоенной Германии «фашисты» и «антифашисты» ОЧЕНЬ БЫСТРО друг другу всё простили – кроме тех антифашистов, которые были на содержании у оккупационной администрации (что, впрочем, тоже не вызывало удивления).
RAF и существование среды в которой эта зверушка сформировалась, не вполне укладывается в Ваше обобщение.

"Левый" терроризм как инструмент Американской политик

RAF - креатура оккупационных (ЦРУ и т.д.) спецслужб.
Подобные явления характерны и для других стран Европы. Вначале создавались террористические "партизанские" отряды, которые должны были - в случае нападения СССР - заниматься терактами в тылу наступающей армии.
Затем их стали использовать для политического терроризма и политических убийств выдавая за "левые" и списывая их на "коммунистов", якобы курируемых из Восточной Европы.

На самом деле ряд политических убийств был проведен именно западной, американской оккупационной властью для устранения например политиков и финансистов (Германия, Италия), противостоявших наступлению американо-английской банкирской системы.

Недавно была книга на эту тему; есть также подробные объяснения политических убийств "красными бригадами" в Германии.
http://emdrone.livejournal.com/179837.html

(Deleted comment)

глазами венгров того поколения: какие изнасилования?

Русские правда странные: любой культурный европеец на их месте повёл бы себя так же, как немцы вели себя в России, т.е. постарались бы решить немецкий вопрос раз и навсегда. Исчезли же по каким-то причинам малые славянские народы на территории Германии.
А вот, как вели себя русские в фашисткой Венгрии, самом верном союзнике рейха (подчёркиваю, это взгляд антисоветски настроенных людей):
http://dmitri-hrabar.livejournal.com/4938.html
П.С.Но почему же немецкие мужчины не остались защищать своих женщин? Ведь с русскими и белорусскими бабами они справлялись так лихо! И почему об изнасилованных немках вспоминают тем чаще, чем больше времени проходит после окончания войны?

<<а вот русские искренне воспринимаются как двуногие животные

почему все-таки?... тоже кали-юга?
человек-то действительно умный и "почти честный"...

я, как очевидец, могу лишь зафиксировать: немцы ОЧЕНЬ стараются непредвзято смотреть на русских. и каждый раз срываются вот в это, юнгеровское, про медведя...
Вы себе это как-нибудь объясняете?

только вот чтобы такое прокомментировать, нужно хоть как-то уровень поддерживать ;)
то ли дело на политическое заявление комментов накидать! ;)

опять Константин призывает русских учиться у "более ум

"...А надо, надо пересчитывать, и обязательно в травмпункт сходить, засвидетельствовать каждую царапину. Потому как ПОТОМ ПРИГОДИТСЯ…"

Это было бы верно, если бы мы верили в то, что "бумажки работают". Что кто-то по отношению к нам будет вести себя так же как европеец к европейцу. Закон, бумага, архивы и т.п. Ерунда! Две разные цивилизации. И в одной не работают законы гравитации другой. Ознакомится с их повадками полезно. Иногда использовать. Но сила не в этом....

Очень сильно пишете. Респект во всех отношениях. И еще - я Набокова не люблю, но когда он назвал всю немецкую философию "пошлой", в этом что-то есть.

интересно почитать критические замечания - личные впечатления от прочитанного. это подобно переживаниям от прослушивания инструментальных саундтреков к фильмам, которые располагают к глубоким размышлениям.

Замечательно написано. Как, впрочем, и все, что вы пишете о литературе (апн-овский цикл о Леме - просто блестящ).

У Юнгера есть замечательная особенность всякого проигравшего: старание быть достойней, выше, умнее и проще, чем "победители". "Да, мы на коленях, но не жрем траву". Старание похвальное и объяснимое, но вот "не получается"...

Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Теперь копия вашего поста доступна в ленте по ссылке - link
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 28-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник

"Кстати, опять же: нормальный европеец, даже очень правый и настроенный «антинародно», всегда очень быстро прощает свой народ за всё. В послевоенной Германии «фашисты» и «антифашисты» ОЧЕНЬ БЫСТРО друг другу всё простили..."

Это, конечно, некоторое упрощение, но своя правда в этом есть.
Вот интересный кусок из Дегрелля, как мне кажется, близкий по тематике:

"Впрочем, мы не возражали и против того, чтобы другие бельгийцы, верившие в силу Лондона, также жертвовали собой ради того, чтобы в случае победы другого «блока», обеспечить обновление и возрождение нашей страны.
Безусловно, им, также вынужденным лавировать среди всевозможных интриг и подводных камней, приходилось ненамного легче нашего. Достаточно вспомнить де Голля, который подвергался тайной слежке со стороны англичан и, главным образом, американцев; ему также приходилось терпеть те же унижения и неприятности, которые нам постоянно доставляли немцы, прежде чем мы сумели добиться гарантий и успеха нашего дела.
Как нам, так и тем, кто оказался в Лондоне, было необходимо сохранять стойкость, не позволить запугать себя, постоянно отстаивать интересы своего народа. Несмотря на определённый риск, было полезно, и даже необходимо, чтобы националисты с обеих сторон попытали своего счастья, чтобы независимо от того, как кончится война, спасти свою страну".

А мы всё никак гражданскую не закончим :(.

А к чему относится "смайлик наоборот"?

К тому, что "какие-то недоумки" не примут наконец "ПРАВИЛЬНУЮ" точку зрения - или к тому, что ОБЕ (или, может, их несколько) стороны не могут научиться воспринимать оппонентов не как "придурков", которые "скорей бы вымерли все", а как тех, с кем придется "по жизни идти"?

стормированными по-чёрному

Это называется сторНирование, а не сторМирование. И не говорите, что это опечатка - буквы не рядом. :)

"Сторнирование, в бухгалтерии обратная книжная запись (статья) с целью исправления ошибки в сделанной записи (т. к. зачеркивание в книгах не допускается)."

ДействительНо, полное отсутствие сознания своей вины перед русскими идет из мемуара в мемуар - тож обращал внимание.

Из этого делаю вывод - если случится заваруха нынче - пощады нам ждать не стоит...
Все повторится...

>Из этого делаю вывод - если случится заваруха нынче - пощады нам ждать не стоит...
Все повторится...

По-моему, статьи в ИноСМИ.ру не оставляют в этом сомнений :-)

  • 1