Я вот тоже в копилочку копеечку суну.
Апофеоз, высшее выражение устной речи – это выступление перед народом. Желательно – обличительное, гневное. От «доколе, Катилина!» до «свободные люди, на баррикады!»
А вот апофеоз письма – это составляемый в укромном уголке донос высокому начальству. Или, того лучше, «тайным органам».
Месседж в обоих случаях тот же. "Уничтожьте моего врага, пожалуйста, и побыстрей". Разница в том, к кому обращаются - с речью или с "записулькою". В первом случае это нечто «низколежащее, множественное, открытое» (гудящие толпы и массы у ног оратора, стоящего на возвышении), во втором – «высоко сидящее, единое, потаённое» («высокий кабинет», где, по мысли доносчика, «самый главный человек» потянет на себя бумажечку из папочки). То же можно сказать и о вкусе слов, насколько оно разнится: речь оратора гремит и разливается, доносчик как бы нашёптывает… А уж как по-разному эти самые слова расставляются в предложениях, я и говорить-то не буду – «по этому вопросу имеется специальная литература».
Из этого можно, конечно, сделать вывод, что литература как таковая всегда имеет в себе нечто от доноса, дальше потянуть на то, что все культуры, ориентированные на устную речь, демократичны, а письменные – тоталитарны, и с грохотом обрушить бочку на Толстоевского и Пастерштама. Но это будет всё тот же донос, ага-увы.
) спать! завтра "всякое неприятное" (