Национальный характер
Вот товарищ Крылов пишет нам:
Русские настроены на поиск ошибок друг у друга. Ничего кроме ошибок друг у друга русские вообще не видят. В голове стоит фильтр, который запрещает видеть всякий успех и увеличивает любую неудачу до глобальных размеров.
Нужно сильно любить своих, пишет нам аффтар. А поскольку афтар пишет именно о нациях ("русские"), то другая классификация нам не подходит, только либо русские, либо нерусские. И всякого русского гопника следует обнять со слезами умиления, похлопать его по спине и воскликнуть "Братушка!". Впрочем, там под конец он проговаривается на тему "блатного культа мамы". Действительно, вот где настоящие, подлинные, истинные русские - кагбе намекает нам русский националист. А вы все, прохфессора цивилизованные - кагбе продолжает он - утеряли культуру. Подлинную, истинную культуры вы утеряли. Вернуться надо бы, говорит он. Зона наш дом, кагбе говорит он, поэтому даёшь "блатной культ мамы", блядско-гопотские обращения типа "Братишка" и так далее. А то как же. Откройте двери люди, я ваш брат, гыгы.
Это я, собственно, к чему? Слушайте внимательно, я сейчас расскажу, что означает этот "поиск ошибок" друг у друга.
Крылов обижается, что никто не радовался, когда он делает что-то правильно, а ему только указывали на ошибки. Но обижаться не на что - ведь когда ошибок нет это просто нормально. Просто так и должно быть. Это - само собой разумеется. Если человек делает ошибки - его надо поправить, да. А отсутствие ошибок - это абсолютно нормальное явление, было бы чему радоваться.
Потому что русские воспринимают идеал как норму.
Никакая это не "утеря культуры", а самая настоящая культура и есть. Истинная цивилизация.
В голове стоит фильтр, запрещающий смотреть на говно и говорить "Ну да, говно как говно, бывает и хуже". Сейчас этот культ "сносного говна" активно внедряют в сознание людей, все эти "Ну они хотя бы что-то делают" и прочие "Надо работать, а не думать, что делаешь". А русский человек так не может. Если он видит говно - он прямо говорит, что это говно. И хочет, чтобы говна не было. Он может его терпеть, ежели другого ничего нет, вынужденно. Может даже не говорить об этом, если за фразу "Это-говно" сажают по 282 статье.
Но он никогда не забудет, что вот это - говно.
Кстати, отсюда же берётся пресловутое "русское терпение". На западе человек просто убеждает себя "это не говно" и ему легче живётся. У нас это не проходит. Русский человек не верит в то, что говно это нормально. Предвыборный интернет-лозунг "В сортах говна не разбираюсь" - это ярчайшее проявление национального характера: не хочу выбирать меньшее из зол, хочу добро!
И именно это и есть поведение настоящего человека. Только такой человек мог строить коммунизм, выходить в космос и побеждать в великой отечественной войне.
Потому что в сортах говна разбираются только эффективные и успешные рыночные животные, а люди - они стремятся к идеалу и хотят жить в чистоте.
Я не буду придираться к грязноватому риторическому приёму в начале текста – ну, передёрнул товарищ, ну с брызгами, ну с кем не бывает.
Тут интересно не это. Тут ведь мыслишечка вылезла, таракашечка. Не просто усики высунула, но и брюшко показала.
О чём, собственно, речь. Похвала и порицание – традиционные способы воздействия на человека. Их цель – побудить человека делать нечто хорошо. «Кнут и пряник», что может быть классичнее.
Теперь обратим внимание на высказанную мысль, подтверждающуюся практикой: русским почему-то НЕ ПОЛОЖЕНО ПРЯНИКОВ.
Это и по факту так, и даже обосновывается теоретически. Пряник – это, оказывается, недостойная вещь. Русским не даются пряники НИ ЗА ЧТО НА СВЕТЕ, что бы они не делали. Ни материальных пряников, ни даже идеальных, риторических. «Ни за что не похвалят», вот никогда и ни за что, даже если на амбразуру лечь. «А чё тут такого, это ж нормалёк».
Более того, у русских отнимают даже моральное право возмущаться отсутствием пряников. Ведь это просто в порядке вещей – когда русские рвут живот по полной, кладут жизнь и здоровье на дело, выкладываются и творят чудеса. Достаточно снисходительного кивка начальства и небольшой премии – хотя, впрочем, премии тоже не надо. «Какие ещё премии, разбалуются». Ну а чтобы заслужить доброе слово с самого верха – это надо сделать что-то невероятное. Типа: тридцать миллионов трупов за то, чтобы товарищ Сталин выпил за русский народ. Нет, даже не так - за терпение русского народа. То есть за ту самую способность и готовность обходиться без пряников.
Это не всё. Соответствующие нормы внедряются в культуру. Русским запрещено хвалить друг друга, высказывать друг о друге сколько-нибудь позитивное мнение. Матери костырят и курощают детей за всякую провинность – но никогда не хвалят. Отцы гавкают. Жёны ноют и пилят. Мужья дерутся и матерятся. Слова и выражения типа «ты хороший», «я тебя люблю», «как я рад тебя видеть» звучат дико смешно – «так же не говорят». Потому что всякое позитивное высказывание в адрес ближнего ТАБУИРОВАНО. На хуй послать – это можно, это нужно, это мужественно и честно. А вот сказать что-то противоположное… да у нас и слов-то таких нет. Это и стыдно, и неудобно, и признак слабости, и вообще ни к чему. Неча баловать. Суровость, только суровость. Кнут, кнут, кнут, и никакого пряника, даже понюхать не давать.
Заметим. НИ ОДНА нормальная человеческая культура таких идеалов не исповедует. Это что-то очень искусственное, «специальное». И довлольно тесно связанное именно с советскими практиками.
Вопрос. ЗАЧЕМ это ИМ было надо? Почему народу отказывали и отказывают «в малейшем поглаживании по шёрстке»?
А ответ простой. Он прописан в любом учебнике психологии.
Потребность в похвале заложена в основаниях человеческой психики. Нет – даже в дочеловеческих её основах. Любое живое существо, способное к обучению, нуждается в похвале (как и в порицании). На этом всё построено: неправильное действие наказывается (хотя бы символически), правильное – обязательно вознаграждается (тоже хотя бы символически).
Что означает ситуация, когда человек получает только наказания, но не награды? Да то, что он ничего не делает правильно. Или даже так: если даже все действия его правильны, всё равно что-то очень фундаментальное в нём плохо, неверно. Иначе бы его похвалили. Если не хвалят – значит, он в чём-то очень сильно ВИНОВАТ.
Поскольку же отсутствие явного наказания не указывает на конкретную вину – да человек её за собой и не знает – он неизбежно приходит к выводу: он виноват уж тем, что он живёт. Что занимает место под солнцем, что ему «чего-то надо», что он вообще воздух ценный переводит.
Именно это чувство БЕСКОНЕЧНОЙ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ВИНЫ в высшей степени присуще русским. Причём вины «достоевской», «всех перед всеми». Все перед всеми «в чём-то виновны». А поскольку непонятно, в чём именно, то получается – в том, что живы. Все как бы занимают место других, более достойных людей.
Это приводит к двум последствиям.
Во-первых, все друг друга ненавидят. А как ещё можно относиться к людям, перед которым ты неизвестно в чём виноват? Люди не любят быть виноватыми. А поскольку они постоянно чувствуют вину (которую притом не могут исправить, она неснимаема, как первородный какой-нибудь грех), они рано или поздно начинают всех ближних считать врагами. Русские очень сильно ненавидят русских – потому что чувствуют непонятную вину перед ними.
Кстати, на нерусских это не распространяется. Поэтому русского так легко развести на «дружбу» с какой-нибудь нерусью или на симпатию к неруси. Он может понимать, что нерусь эта его презирает, обманывает, обирает – но он перед ней хотя бы не виноват. Что проявляется, в частности, в том, что нерусь легко и охотно льстит по мелочам. Человек слышит дешёвейшую лесть – и покупается, даже если видит всё насквозь. Потому что в этой ситуации он хотя бы не чувствует себя вечно виноватым.
Эта ненависть всех ко всем приводит к дикой разобщённости русских. В результате чего они не могут ни о чём договориться. Что чрезвычайно выгодно разнообразному начальству (как официальному, так и всякому иному).
И второе, тоже выгодное начальству, следствие. Чувство вины напрочь блокирует всякое осознание своих прав и чувство протеста.
Заметим: чувство протеста не равно недовольству. Можно быть очень сильно недовольным происходящим – но не протестовать, а покорно принимать всё как есть. Потому что протестующий ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПРАВЫМ. У него есть права, их нарушили. А русский не чувствует за собой никаких прав, потому что он виноват перед всеми за то, что вообще живёт.
Кому всё это надо - сами догадайтесь. Не бином.
ДОВЕСОК. Разумеется, это не единственный механизм поддержания русских в разобщённом состоянии. В общем виде этот вопрос рассмторен у Дмитрия Крылова здесь. Но это важная часть механизма, заслуживающая отдельного рассмотрения.
ДОВЕСОК. От Дмитрия Крылова, визуальное напоминание:

"Судя по роли этой картины в школе, именно чувство неполноценности и вины зачем-то нужно было внушать советским мальчикам".
Я бы добавил, что особенно мрачный колорит этому делу придаёт то, что мальчика даже не ругают. А ДЕМОНСТРАТИВНО ГОРЮЮТ (ну, кроме довольного злобненького младшего братика, предвкушающего "развитие сюжета"). Эти наклоны головы, эти сомкнутые уста... "Как на похоронах". И ведь понятно, что, принеси пацан пятёрку, никто его не похвалит, не могут они этого. Скажут - "слава Богу, хоть сегодня повезло... учительница добрая была". Или, того хуже - "а говорил, что не можешь..." (с интонацией - "ленился и обманывал", "был виноват").
ДОВЕСОК. Иллюстрация Апача:
:
)(
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →