"Альбум з 30 фотографіями болшевицких комісарів"
Лейба Бронштайн Троцкий Мінїстер війни і маринарки | Улянов-Ленїн Предсїдатель Совіта Народних Комісарів | Зиновєв Апфельбаум-Радомисльский Предсїдатель Сїверної Коммуни |
Мойше Урицкий Предсїдатель Чрезвичайки (чека) | Віктор-Копп Совітський Представитель в Берлинї | Беля-Кун б. Предсїдатель Совнаркома в Угорщинї |
Мартов-Цедербаум б. Член Центрального Исполкома | Янкель Юровский органїзатор Катеринобурских мордів | Суханов-Гіммер Член Всеросійского Зїзду Совітів |
Самуіл Беркман болшевицкий агент в Америцї | Еммочка Гольдман Бабушка | Левіне-Ніссен Член Исполкома |
Томский-Хонихберг Член Всеросійского Зїзду | Свердлов Предсїдатель Всеросійского Зїзду Совітів | Аксельрод б. Комісар фінансів |
Шрайдер Предсїдатель Революцийного Трибуналу | Петров-Вайсброт Член Совітської мирової делєгації в Берлинї | Стеклов-Нахамкес Член Исполкома Петроградського |
Ревкин Член Учредительного Собранія | Богданов-Зільберштайн-Йоффе Предсїдательделєгації в Брестю | Кац-Камков Член Центрального Исполкома |
Каменев-Розенфельд Делєгат Совітської Росії в Брестю Литовскім | Аванесов Секретар Исполкома | Левін Член Исполкома |
Парвус-Гельфант творець росийского болшевизму | Володарский-Коген Член Петроградського Исполкома | Штайнберк Народний Комісар Справедливости |
Прошчіан Народний Комісар Земледїльства | Карахан Совітський Представитель в Варшаві | Радек-Собельзон Один із болшевицких мудрецїв |
Меня лично тут заинтересовала не столько «еврейская галерея» - это-то как раз понятно – а физиономия Ленина.
У меня, как и у всякого сделанного в СССР, имеется в голове набор канонических образов Ильича. Вот абсолютно канонический Ленин, "каким мы его знаем":
Или, скажем, вот такой, с лукавинкой и прищуром, тоже канон:
А вот значок:
И изображение на деньгах:
Ещё два каноничных образа.
Символический, грубо сделанный, но узнаваемый:
И апофеоз абстракции, вершина. Тот Ленин в две краски, о котором писал Пелевин:
Он был двухцветным: справа, откуда я медленно шел, – красным, а дальше – белым, и делила эти два цвета набегающая на белое поле рваная волна, за которой оставался красный след. Я сначала не понял, что это такое, и только когда подошел ближе, узнал в переплетении красных и белых пятен лицо Ленина с похожим на таран выступом бороды и открытым ртом; у Ленина не было затылка – было только лицо, вся красная поверхность за которым уже была Лениным; он походил на бесплотного бога, как бы проходящего рябью по поверхности созданного им мира.
Если вглядеться в то, к чему в конце концов пришла эволюция ленинского образа, то последняя картинка всё расставляет по местам. Вглядитесь в неё.
ЭТО ЧЕРЕП, вполне узнаваемой формы и пропорций – но череп ЖИВОЙ. В рисунке совмещены узнаваемые приметы черепа и черты живого человека. Например, глазницы - это типичные проваленные глазницы черепа, но в них - живые глаза. Челюсть - мертвеца, но с живыми губами. Проблема с носом решена почти гениально: при желании полоску, его изображающую, можно понимать и как контур провала, и как часть обычного человеческого лица. Короче говоря, это мёртвый, но живой в самой своей смерти. И при этом не выглядящий уродливо или страшно. Он живее живых.
На самом деле это очень круто – создать такой образ. Подобные удачи единичны. Хотя, конечно, так стоило изображать какое-нибудь тибетское божество.
Так или иначе, неказистая физиономия Ленина оказалась не просто облагорожена – а превратилась в высокий символ, который и впечатался в сознание миллионов.
Когда началась работа над образом? Кажется, с двадцатых, причём руку приложили великие. Например, уже у Филонова на картине "ГОЭЛРО" Ленин - почти не прорисованный - графически прочитывается вполне однозначно:
И даже позднейшие шаржи и карикатуры на Ильича имели в виду именно этот образ. Который, разумеется, мог шаржироваться -
а то и демонизироваться, как на известной картинке:
Но это тот же самый Ленин - по конструкци образа. Тот самый Красный Мертвоголовый.
В этом отношении карикатуры двадцатых годов и в самом деле позволяют нам заглянуть в другой мир.
Понятно, что и на картинке с загружаемым коммунизмом, и на этом шарже Ленина, скажем так, «не любют». Но эта нелюбовь выражается совершенно по-разному. В первом случае это карикатура на советскую иконографию Ленина, во втором – на самого «Владимира Ильича».И этот "Ленин" – не страшен и не велик, а мелок, гадок, гнусен и жалок. Один из комиссаров-красномразцев, поганящих Россию. Именно поганящих – такие рожи не вызывают даже ненависти, только омерзение.
Этого-то совершенно нет в поздней графической антилениниане: ибо там идёт борьба с образом Живого Черепа, причёт борьба заведомо неуспешная. Картинка сильнее реальной внешности человека – потому что она проще и выразительней. Но в соревновании картинок выигрывает самая простая и выразительная (из похожих, разумеется). И Ленин в две краски бьёт любую карикатуру на Ленина в две краски.
Кстати сказать, нечто подобное, только в другом смысле, было проделано и с противоположным полюсом советской системы образов – с образом её архиврага, «бесноватого фюрера».
Чего всячески опасались советские пропагандисты – так это возвеличить Гитлера, хотя бы в отрицательном смысле. Гитлера никогда не изображали в виде чудовища или монстра – это могло привлечь симпатии. Он не должен был быть страшен – но только гадок и жалок. Поэтом советский ребёнок видел сначала карикатуры на Гитлера, а только потом (и то если постараться) реальные изображения, тщательно подобранные под карикатурный ряд.
Поэтому взрослый советский человек вообще не воспринимает, не видит Гитлера иначе как сквозь призму карикатур Кукрыниксов. У него в глаза вмонтировано вот это:
И даже видя фотографии Гитлера, он видит сначала карикатуру, а потом накладывает её на реальный образ. Точно так же, как и с Ильичом, только в обратном смысле.
Я, если что, тут ничего не поношу (и не восхваляю), и менее всего - лично Ленина или там Гитлера. Я вообще не о них, и не о том, что они делали. Я - о том, как работают образы. Сейчас мне интересно это.
ДОВЕСОК. Оказалось - спасибо
)(
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →