Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Живее всех живых. Ленин как визуальный объект

Случайно набрёл на старый постинг milorad_lj:

"Альбум з 30 фотографіями болшевицких комісарів"


Лейба Бронштайн Троцкий
Мінїстер війни і маринарки

Улянов-Ленїн
Предсїдатель Совіта Народних Комісарів

Зиновєв Апфельбаум-Радомисльский
Предсїдатель Сїверної Коммуни




Мойше Урицкий
Предсїдатель Чрезвичайки (чека)



Віктор-Копп
Совітський Представитель в Берлинї



Беля-Кун
б. Предсїдатель Совнаркома в Угорщинї



Мартов-Цедербаум
б. Член Центрального Исполкома



Янкель Юровский
органїзатор Катеринобурских мордів



Суханов-Гіммер
Член Всеросійского Зїзду Совітів



Самуіл Беркман
болшевицкий агент в Америцї



Еммочка Гольдман
Бабушка



Левіне-Ніссен
Член Исполкома



Томский-Хонихберг
Член Всеросійского Зїзду



Свердлов
Предсїдатель Всеросійского Зїзду Совітів



Аксельрод
б. Комісар фінансів



Шрайдер
Предсїдатель Революцийного Трибуналу



Петров-Вайсброт
Член Совітської мирової делєгації в Берлинї



Стеклов-Нахамкес
Член Исполкома Петроградського



Ревкин
Член Учредительного Собранія



Богданов-Зільберштайн-Йоффе
Предсїдательделєгації в Брестю



Кац-Камков
Член Центрального Исполкома



Каменев-Розенфельд
Делєгат Совітської Росії в Брестю Литовскім



Аванесов
Секретар Исполкома



Левін
Член Исполкома



Парвус-Гельфант
творець росийского болшевизму



Володарский-Коген
Член Петроградського Исполкома



Штайнберк
Народний Комісар Справедливости



Прошчіан
Народний Комісар Земледїльства



Карахан
Совітський Представитель в Варшаві



Радек-Собельзон
Один із болшевицких мудрецїв



Меня лично тут заинтересовала не столько «еврейская галерея» - это-то как раз понятно – а физиономия Ленина.

У меня, как и у всякого сделанного в СССР, имеется в голове набор канонических образов Ильича. Вот абсолютно канонический Ленин, "каким мы его знаем":



Или, скажем, вот такой, с лукавинкой и прищуром, тоже канон:



А вот значок:


И изображение на деньгах:



Ещё два каноничных образа.

Символический, грубо сделанный, но узнаваемый:



И апофеоз абстракции, вершина. Тот Ленин в две краски, о котором писал Пелевин:

Он был двухцветным: справа, откуда я медленно шел, – красным, а дальше – белым, и делила эти два цвета набегающая на белое поле рваная волна, за которой оставался красный след. Я сначала не понял, что это такое, и только когда подошел ближе, узнал в переплетении красных и белых пятен лицо Ленина с похожим на таран выступом бороды и открытым ртом; у Ленина не было затылка – было только лицо, вся красная поверхность за которым уже была Лениным; он походил на бесплотного бога, как бы проходящего рябью по поверхности созданного им мира.




Если вглядеться в то, к чему в конце концов пришла эволюция ленинского образа, то последняя картинка всё расставляет по местам. Вглядитесь в неё.

ЭТО ЧЕРЕП, вполне узнаваемой формы и пропорций – но череп ЖИВОЙ. В рисунке совмещены узнаваемые приметы черепа и черты живого человека. Например, глазницы - это типичные проваленные глазницы черепа, но в них - живые глаза. Челюсть - мертвеца, но с живыми губами. Проблема с носом решена почти гениально: при желании полоску, его изображающую, можно понимать и как контур провала, и как часть обычного человеческого лица. Короче говоря, это мёртвый, но живой в самой своей смерти. И при этом не выглядящий уродливо или страшно. Он живее живых.

На самом деле это очень круто – создать такой образ. Подобные удачи единичны. Хотя, конечно, так стоило изображать какое-нибудь тибетское божество.

Так или иначе, неказистая физиономия Ленина оказалась не просто облагорожена – а превратилась в высокий символ, который и впечатался в сознание миллионов.

Когда началась работа над образом? Кажется, с двадцатых, причём руку приложили великие. Например, уже у Филонова на картине "ГОЭЛРО" Ленин - почти не прорисованный - графически прочитывается вполне однозначно:



И даже позднейшие шаржи и карикатуры на Ильича имели в виду именно этот образ. Который, разумеется, мог шаржироваться -





а то и демонизироваться, как на известной картинке:



Но это тот же самый Ленин - по конструкци образа. Тот самый Красный Мертвоголовый.

В этом отношении карикатуры двадцатых годов и в самом деле позволяют нам заглянуть в другой мир.



Понятно, что и на картинке с загружаемым коммунизмом, и на этом шарже Ленина, скажем так, «не любют». Но эта нелюбовь выражается совершенно по-разному. В первом случае это карикатура на советскую иконографию Ленина, во втором – на самого «Владимира Ильича».И этот "Ленин" – не страшен и не велик, а мелок, гадок, гнусен и жалок. Один из комиссаров-красномразцев, поганящих Россию. Именно поганящих – такие рожи не вызывают даже ненависти, только омерзение.

Этого-то совершенно нет в поздней графической антилениниане: ибо там идёт борьба с образом Живого Черепа, причёт борьба заведомо неуспешная. Картинка сильнее реальной внешности человека – потому что она проще и выразительней. Но в соревновании картинок выигрывает самая простая и выразительная (из похожих, разумеется). И Ленин в две краски бьёт любую карикатуру на Ленина в две краски.

Кстати сказать, нечто подобное, только в другом смысле, было проделано и с противоположным полюсом советской системы образов – с образом её архиврага, «бесноватого фюрера».

Чего всячески опасались советские пропагандисты – так это возвеличить Гитлера, хотя бы в отрицательном смысле. Гитлера никогда не изображали в виде чудовища или монстра – это могло привлечь симпатии. Он не должен был быть страшен – но только гадок и жалок. Поэтом советский ребёнок видел сначала карикатуры на Гитлера, а только потом (и то если постараться) реальные изображения, тщательно подобранные под карикатурный ряд.

Поэтому взрослый советский человек вообще не воспринимает, не видит Гитлера иначе как сквозь призму карикатур Кукрыниксов. У него в глаза вмонтировано вот это:



И даже видя фотографии Гитлера, он видит сначала карикатуру, а потом накладывает её на реальный образ. Точно так же, как и с Ильичом, только в обратном смысле.

Я, если что, тут ничего не поношу (и не восхваляю), и менее всего - лично Ленина или там Гитлера. Я вообще не о них, и не о том, что они делали. Я - о том, как работают образы. Сейчас мне интересно это.

ДОВЕСОК. Оказалось - спасибо labas - это картинка из памфлета одного из основателей НСДАП Дитриха Эккарта "Могильщики России" (1921 г.) В таком случае ситуация приобретает дивную симметричность: немцы рисовали врага (как мы впоследствии - Гитлера), и сознательно не оглядывались на предлагаемые им шаблоны.

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →