Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Скромность: генезис и праксис. Часть 2

В предыдущей части нашего сочинения мы установили, что скромность берёт начало в рабском самоумалении, уничижении, ОТРИЦАНИЕ СЕБЯ. Раб отрицает себя, во-первых, потому, что господин этого хочет, и, во-вторых, потому, что это выгодно ему самому. «Ты никто» - говорит господин рабу, а тот отвечает – «да, вот меня и нет».

Разумеется, по-настоящему скромный человек – не тот, кто ведёт себя так сознательно. Это тот, у кого соответствующая модель поведение ИНТЕРИОРИЗИРОВАНА, усвоена настолько глубоко, что он «уже и по-другому не может».

Скромность, ставшая свойством психики, называется «робостью», «застенчивостью». Слова, кстати, очень интересные.

Начнём с «робости». Этимологически, это слово – производное от русского «роб», то есть раб, невольник. То есть робость – поведение раба. Буквально так.

С «застенчивостью» ещё интереснее. Это производное от слова «застенок». Нет, не в значении «пыточная», хотя и это тоже. Застенок - всего-навсего заднее помещение в доме, место для прислуги, холопьев, рабов. Там же их и наказывали, «чего церемониться», так что современное значение понятно. И это слово тоже указывает на грубую социальную реальность: застенчивость – это угодливо-испуганные глазёнки холопки, жмущиеся плечи робича, согнутая спина, готовность безропотно принять любое наказание, унижение. «Априорная виноватость», ага.

Так что товарищи, которые тут возмущались, что я Ницше, немчуру усатую, дуриком протаскиваю. Да не нужно тут усатого Ницше, тут родной язык говорит.

На это можно возразить, что и господа могут вести себя скромно, что скромность – это неотъемлемая часть «хорошего воспитания», и так далее. Застенчивость благородного юноши, трепет девы, смутившеся от нескромного комплимента, непоказное смирение мудрого старца – неужели всё это тоже низость и гадость? Да отрежут лгуну, что ему там полагается отрезать…

Минуту терпения, господа, разберёмся и с этим.

СКРОМНОСТЬ И НЕПРИСТУПНОСТЬ

В комментах к предыдущей части мне заметили, что с православной точки зрения скромность – это специфическая добродетель девушек на выданье, не более того.

Что ж, с точки зрения традиционной оно так и есть. Девушка должна демонстрировать чистоту, нетронутость, ну и, соответственно, неприступность. Поскольку прямая агрессия в ответ на домогательство для девушки в традиционном обществе исключена, включаются другие механизмы, действительно напоминающие «скромность и застенчивость». «Завидев поручика, Наташа вспыхнула и убежала», ага.

Тут всё дело в том, что неприступность – это женская господская привилегия. Рабыню или холопку можно… ну если не насиловать – хотя всякое бывает – но уж, во всяком случае, домогаться, или изображать домогание: щипать за задницу, похлопывать по разным местам, похабно шутить. Даже внешний вид «дворовой девки» к этому располагает: подоткнутый подол, голые ноги, вымя на выкат. Что делать, если надо «носиться как угорелая», чтобы поспеть со всеми делами. В то время как галантерейная панёнка гуляет по галечной дорожке в юбочке до щиколотки, и с кружевным зонтиком от солнца. Не потому, что дворовая девка наглая, а панёнка скромная – а потому, что панёнка тем самым отказывает всем мужчинам в праве её разглядывать и «вожделеть в сердце своём». Кстати, быть откровенно разглядываемой и вожделеемой мужчинами, которых барышня в данный момент сама не вожделеет, для барышни довольно неприятно – причём вне зависимости от моральной чистоты этой самой барышни… Впрочем, это в сторону.

Интересно, что скромность и неприступность никогда не путают как раз те, кому это положено – то есть всякое «быдло». «Быдланы» враз просекают, где забитая девка, а где, наоборот, слишком гордая – хотя внешне вторая может вести себя скромнее первой. Ненавидят они таких гордячек люто, классово – и всегда стараются унизить и опустить. «Ишь, барыня выискалась, ходит тут в белых носочках, в юбочках блядь всяких, выкаблучивается… ща мы тебя поучим… чё в глаза не смотришь, блядина, рожу подыми, когда с тобой разговаривают! – будешь сосать? сосать будешь, сука!»

СКРОМНОСТЬ И ВОСПИТАННОСТЬ

Довольно часто скромность считают признаком «хорошего воспитания». Воспитанный человек не кичится, не хвастается, не пристаёт к другим людям, а скромно ждёт, когда на него обратят внимание. Он не горд, не разговаривает надменно, вежлив, говорит «простите» и «пожалуйста». А уж раньше-то, при самом натуральном крепостном праве или там рабовладении у воспитанных людей были в ходу такие выражения, как «ваш покорный слуга» или даже «servus». И как это укладывается в общую картину?

На самом деле «хорошее воспитание» - это система норм отношений, принятых между господами. Между, повторяю, ГОСПОДАМИ. Эта штука сложная и тонкая, так как господа на то и господа, чтобы быть переполненными самодовольства, высокомерия и желания подчинять себе всё вокруг. Однако если они попытаются обращаться друг с другом так, как они обращаются с рабами, начнётся bellum omnium contra omnes [1]. Соответственно, чтобы исключить взаимоистребление, необходимы некие особые правила, исключающие ПОВОД К АГРЕССИИ. Но – и это кардинальная разница со скромностью и униженностью раба! – не позволяющие другой стороне забыть, что она имеет дело именно с господином, который «в случае чего» готов защитить свою честь.

Правила эти складывались долго. Кто кому как должен кланяться, кто как обращаться. Ну например – все формы вежливости основываются на вежливом обращении к другому. И всегда это вежливое обращение заимствовано из обозначения «величайших». Пан, сеньор, мессир, сэр – это всё слова, маркирующие высшее сословие, старших, высших, и так далее. Нейтральное французское «месье» первоначально было титулом брата короля, следующего за ним по старшинству (!) Ну и, соответственно, обращение к «господину» (пусть и равному тебе) предполагает использование формул типа «ваш покорный слуга» и всё такое. Разумеется, не взаимообразной основе и в игровом режиме. «Извольте, сударь!» (голосом, дрожащим от гнева) - это вам не «чего изволите, барин».

Разумеется, в «хорошее воспитание» обязательно входит инсталляция предсталений о ЧЕСТИ и способах её ЗАЩИТЫ. Не только «ваш покорный слуга», но и «вы негодяй, сударь, имею честь вызвать вас на дуэль». И без этой второй части первая просто не существует.

В наше время и в нашей культуре, однако, воспитанность и обычная забитость и в самом деле стали чуть ли не синонимами. Что и неудивительрно, поскольку "господ у нас нет", а для негоспод "культурка" и "воспитание" понимаются именно как научение рабской морали, УСМИРЕНИЕ. Которое может быть грубым или деликатным, но сводится именно к этому. «Будь хорошим мальчиком и не создавай нам проблем».

[1] Интересно, кстати, что Гоббс априорно считал, что прачеловечество состояло только из природных господ – а вот, к примеру, Толстой и вообще «русская мысль» исходила из прямо противоположного допущения. Что абсолютно ничего не говорит о врождённых свойствах англичан и русских, но очень многое говорит о том, какие идеи инсталлировались местной образованщине в соответствующие исторические моменты.


) продолжение, опять же, будет, е.б.ж. (
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →