Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:
  • Mood:

О победе говна над всеми иными стихиями

Как известно, в извечной битве добра, зла и бабла побеждает говно. Остаётся понять, почему.

Понять общую идею проще всего на примерах. Поэтому конкретизируем: почему, например, производство какого бы то ни было продукта обязательно завершается тем, что начинает производиться именно говно, а далее говно говна и так по нарастающей?

Для этого нам снова придётся заняться экономистскими рассуждениями. Да, да, абсолютно дилетантскими, поскольку, как я паки и паки предупреждал, экономический мыслитель из меня как из поролона гиря. Поэтому заранее принимаю все обвинения, и продолжаю только для самых терпеливых, которые готовы слушать бредни человека необразованного и не знающего, что такое «обратный сплит».

Ну, в общем, извинения я принёс, а теперь – «как оно там».

Сначала наметим общую формулу. Хорошие, годные вещи наилучшим образом СОЗДАЮТ спрос на продукт, а плохие и негодные – наилучшим образом уже созданный спрос УДОВЛЕТВОРЯЮТ.

Теперь подробнее. Жизнь продукта, как и любая жизнь вообще, делится на две (обычно неравные) части. То есть период роста и улучшения – и период постепенного превращения в говно, унылое чуть менее чем полностью.

Различаются они вот чем. На первом этапе предложение товара рождает спрос на него, а на втором – спрос рождает предложение.

Начнём с первого. Как известно, если чего-то нет, на это нет и спроса. Более того, когда нечто только-только появляется, спроса на него тоже нет: люди сами не знают, нужно им «это» или не нужно. То есть спрос необходимо СОЗДАТЬ. Убеждать людей, что вот такая-то прибамбасина им действительно нужна, полезна, или хотя бы занимательна.

Вот на этом-то этапе создания спроса выигрывают лучшие, а не худшие образцы – потому что их задача не «удовлетворить широкие народные массы» (ширнармассы пока ещё не прочухали пользу и удовольствие от новой приблуды), а зацепить хоть кого-нибудь, но чтоб всерьёз.

Тут можно ввести понятие «потребительского авангарда». Наверняка в науке маркетологии есть правильное научное название для этой группы, но я его не знаю. Это люди, которые первыми подсаживаются на новый продукт. Как правило, они отличаются рядом особенностей. Примерно такими: «да, я готов тащить в рот всякую непонятную жрачку, инсталлировать программы от неизвестных производителей, и вообще искать приключений на свою задницу, но чтобы приключения были, по крайней мере, занятными». Эта публика готова РАЗБИРАТЬСЯ в предлагаемых ништяках, в смысле – прилагать для этого усилия.

Да, кстати. Как правило, производители новых и прорывных продуктов и услуг сами относятся к той же самой категории людей. Только это наиболее продвинутая её часть. Это товарищи, которые не просто хотят приключений на задницу, но способны сами их изобрести, причём в понятие «изобрести» входит и «продать». В этом отношении между Стивеном Джобсом и Стивеном Кингом нет особой разницы: оба делают то, что нравится им самим.

Конечно, эту публику приходится убеждать. Для этого необходима реклама. Причём реклама должна быть не хуже самого продукта – то есть яркой, необычной, и даже, не побоюсь такого слова, интеллектуальной. Потому что обращается она именно к интеллекту, ибо её цель – ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, а орган интереса располагается в голове.

В том случае, если предлагаемое приключение оказывается интересным, предложение продукта расширяет спрос, который снова рождает предложение, которое ещё более расширяет спрос. Пока, наконец, в дело не включаются ширнармассы.

Ширнармассы можно определить как множество некомпетентных потребителей. Это люди, которые не знают и знать не хотят, что же именно они потребляют (в том числе – не хотят думать о том, нужно ли им это на самом деле). Им нужно, чтоб удобно и подешевле, причём расслоение ширнармасс идёт именно по этой категории: одним важнее удобство, другим дешевизна.

Зато у ширнармасс есть огромный кошелёк. В котором очень-очень много вкусных денег.

И не нужно снобизма, господа и милые дамы. Мы все, абсолютно все, тем или иным боком к ширнармассам относимся. Даже те самые продвинутые пользователи продвинуты, как правило, в каком-нибудь одном отношении. Компьютерный гик, бестрепетно ставящий на свой комп бета-версии новых операционок, ходит в страшной майке «чем-нибудь пузо прикрыть». А модник, вдумчиво выбирающий себе поло от Дирка Биккемберга, носит «тиляфончик розавинький», купленный по принципу «чтоб по цвету подходило». И так далее – все мы несовершенны, простим это себе и другим тоже.

Теперь о том, что происходит с продуктом, когда он становится предметом вожделения ширнармасс.

Тут начинается действие закона «спрос рождает предложение». Спрос же ширнармасс всегда формулируется одинаково – «на грош пятаков». То есть: дайте нам тот же продукт, но числом поболее, а ценою – подешевле.

Первая волна производителей продукта делают «почти то же самое», только расширяют производство и вкладываются в рекламу. Качество от этого не особенно страдает – потому что расширение производства само по себе уже снижает цену отдельного изделия. Кстати, тут могут навариться и сами изобретатели продукта – хотя довольно часто их оттирают плечом какие-нибудь невесть откуда взявшиеся парни.

Дальше, чтобы выжать сок прибыли, начинается снижение качества. При этом обычно работает правило: ну да, чуть хуже, зато ОЩУТИМО дешевле. Но и это не очень плохо. Потому что большинству ширнармасс это самое качество и не особо-то нужно.

Нехорошее начинается там, где продукт, основательно переваренный рынком, начинает приобретать узнаваемые очертания навозной кучи.

На этой стадии предложение снова начинает главенствовать над спросом – правда, в негативном смысле. Она не создаёт и возвышает потребности, сколько а ОПУСКАЕТ их. Вместе с потребителями, разумеется – точнее, сначала опускается сам потребитель.

Это происходит, когда начинают производить сущее говно, причём абсолютно сознательно и цинично. Зато страшно раздувается рекламный бюджет, так как говно продаётся исключительно благодаря рекламе, причём непременно «напористой и агрессивной».

Если при рождении нового реклама обращается к уму (повторимся: разборчивого потребителя надо заинтересовать, а орган интереса находится именно в голове), то на последней стадии обговнения реклама должна ОТШИБАТЬ всякий ум и всякое соображение. Нужно, чтобы потребитель ОДУРЕЛ – то есть окончательно перестал бы отличать говно от неговна.

Задача эта несложная и решается «в общем виде». Используется стандартный набор одуряющих воплей, зыков и гугукалок. Кто ж не видел рекламных щитов и плакатов, весь посыл которых сводится примерно к следующему – «Да чё там! Ты не хуже! Будь проще! Усё пучком! Не тормози! Накати! Убейся в кайфец! Зацени пупяндру! Два в одном! За копейку! Купи говна – его до хрена! Пачка кала по суперцене! Счастье под крышечкой! Каждому стомиллионному покупателю – скидка на поездку в вечное блаженство на две недели!» и так далее? Про телерекламу не говорю – там уже запредел.

Кстати. Я ничего не имею против скидок и даже, прости Господи, суперцен. Однако товары, РОЖДЁННЫЕ для продажи со скидкой по суперцене – это нечто иное. Точнее - ни что иное как оно самое.

Можно ли с этим бороться? Как ни странно, да. В том числе и пресловутыми «административными средствами», столь нелюбимыми нашими рыночными мыслителями. Например, можно поставить чисто законодательные барьеры на пути ухудшения качества товаров – если не всех, то хотя бы некоторых. Пиво, сваренное согласно немецкому закону 1516 года, может быть паршивым, но до гнусности «балтики-девятки» оно всё же не опустится. Вполне эффективны, впрочем, и корпоративные стандарты – типа «производители моющих средств с добавлением серной кислоты исключаются из сообщества уважаемых производителей моющих средств». Помогают также потребительские сообщества, обменивающиеся информацией о продуктах и о том, из чего и как их делают… Ну и так далее – от говнил надо как-то защищаться.

Но в большинстве случаев жизненный цикл товара или услуги описывается следующими стадиями:

  1. Юность, восходящая ветка. Хорошая (или, как минимум, новая и интересная) вещь за хорошие деньги.

  2. Взрослость, плато. Нормальная вещь за нормальные деньги.

  3. Старость, нисходящая ветка. Никакая (а часто имеющая отрицательную потребительскую стоимость – например, вредная) вещь за какие-то деньги.


В первом случае деньги идут на совершенствование вещи и отчасти вкуса публики, во втором – на расширение производства, в третьем – на оболванивание народишка.

Понятно, что в случае «ничем не ограниченного рынка» именно говно и побеждает.

Да, чуть не забыл. Есть ещё и четвёртая стадия, посмертная: продукты-зомби. После того, как говно затопляет рынок и убивает производство неговна, цена говна повышается – всё равно альтернативы нет и не будет. Ибо снова взяться за производство дискредитировавшего себя продукта некому – все «плюнули и отошли». И говно идёт по цене хорошего.

Вот это и называется «говно говна».

ДОВЕСОК. Введение в копроэкономику (жаль, не прочёл раньше)

)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →