?

Log in

No account? Create an account

Всеобщий синопсис или Система мнений


Previous Entry Share Flag Next Entry
Духовные и нравственные размышления. О грехе (часть 1)
с митинга
krylov
Как обещал – начинаю.

* * *


Что есть грех?

Начнём с этимологии. Древнееврейское слово chatta'ah и греческое hamartia, которые переводятся на русский как «грех», обозначают одно и то же – непопадание в цель, ПРОМАХ.

Русское «грех» имеет две более-менее обоснованные этимологии. Согласно первой, слово происходит от «греть», в значении «жжение». Дальше обычно объясняют дело так, что-де имееется в виду жжение совести и прочие такие переживания. На этом месте накручиваются всякие рассуждения относительно природы греха. Всё вертится вокруг образов «жгучей язвы», которая изнутри разъедает человека.

На самом же деле слово «грех» имеет иное происхождение – от древней основы *gr(oi) – откуда «гора» (греч. horos), «горб» и некоторые другие слова. Общее значение – нечто выпирающее и кривое.

Проверяется это легко. Достаточно вспомнить значение родственного слова «погрешность» - отклонение результата от идеала (в том числе – отклонение результата измерения от истинного значения). Есть выражение «допустимая погрешность» (например, при обработке деталей). В области нравственной этому соответствует понятие «простительного греха».

Есть ещё слово «огрех» - первоначально «место, пропущенное во время вспашки», а также «недоделка, плохая работа». В общем, тот же самый «промах», но с дополнительным значением «недолёта».

В общем, грех – это ошибка, промах или недолёт. А вовсе не «язва», «порча», «разжение внутреннее». Это всё из другой оперы.

Кстати о другой опере – чтобы уж сразу обозначить её существование. Христианство, прежде всего «греческое», и русское православие – системы очень разные. В русском языке даже слова, используемые для перевода греческих слов, имеют иное происхождение и другой смысл, за ними тянутся иные следы. При этом сама эта «другая система» - и то, что за ней стоит – известны мало, а желающих высказаться на эти темы и того меньше. Я вообще-то этой темы буду по мере возможности избегать, но кое-где без ссылки на это самое не обойтись… Так вот, понимание «греха» как «жжения» и «язвы» оказывает влияние эта самая «другая опера», где температурные метафоры имеют очень большое значение. О чём мы ещё поговорим.

Но вернёмся к нашим грехам. Итак, грех – это ошибка. Но ошибка, не являющаяся исключительно твоим частным делом: согрешить можно только перед кем-то. В рамках христианской системы - перед Богом или перед ближними, что в данном случае есть почти одно и то же, поскольку Бог и Его воля для христианина даны в ощущениях именно в ближних – на том стояла и стоит западная христианская мысль, ныне благополучно умирающая в теоретизированиях на тему «Другого». Но и это пока в сторону.

В современном русском слову «грех» в наибольшей мере соответствует слово КОСЯК. В значении «твой личный промах, в котором ты виноват перед собой, ближними и Богом».

В дальнейшем я буду использовать именно слово «косяк» вместо слова «грех» - именно для того, чтобы читатель хоть немного отстранился от привычных ассоциаций и посмотрел на давно знакомые вещи свежим взглядом. Оно полезно.

) потом продолжу, спать надо (


Есть нюанс.
Грех перед Богом может быть только в случае нарушения заповедей. Которые даны свыше завершённым и нерасширяемым списком. А косяк перед ближними может быть, в принципе, какой угодно. Полного списка возможных косяков никакой кодекс не вместит.
(Конечно, религии обходят это, доверяя расширение списка грехов всяким "святым отцам", но чем больше отцов, тем меньше им веры.)

>Которые даны свыше завершённым и нерасширяемым списком.

Это каким? Бог не писал уголовных кодексов с nullum crimen, nullum poena sine lege.

есть такое старое слово "огрех", означающее именно косяк

Ну да, я его упоминаю.

Можно согласиться, что "жгучий" мотив в теме "греха" это определённое "усугубление". "Огрех" и "промах" ближе к "греху". Однако:
"косяк", "накосячил" - совсем не синоним "огреху", "промаху" и т.п. "Косяк" это лёгкое, легко исправимое, малосущественное, виртуальное по преимуществу. В отличии от трудноисправимого материального тяжелого "огреха".

Ваше личное восприятие.

>На самом же деле слово «грех» имеет иное происхождение – от древней основы *gr(oi) – откуда «гора» (греч. horos), «горб» и некоторые другие слова.

Теперь понятен смысл названия "горбатая гора". Это, наверное, уж такой грех, что дальше некуда.

+1)) Надеюсь, вы шутите.

Вообще-то грех - это действие, свидетельствующее о каком-либо пороке духовного развития. "Порок" в том смысле слова, в котором порок сердца - это недоразвитие клапана. Порок же духовный - это недостаточная развитость какого-либо из "органов" души. То есть, ясно видимый окружающим индикатор, по которому можно легко увидеть обычно скрытый уровень духовного развития. В рамках любой недеградировавшей доктрины предлагается не столько бороться с самим грехом-действием (например, путем удержания от греховного поступка неимоверным усилием воли), сколько прежде всего исправлять тот духовный изъян, на который указывает тяга к совершению того или иного греха.
Но интересно, что дальше автор поведает.

Мне тоже ближе интепретация греха как недоразвития. Прореха в ткани бытия, дырка, т.е. надо вкладываться, а косяк - это кривой добавок, т.е. лишнее, и надо откладывать-отбрасывать.

С нетерпением жду поста про "температурные метафоры".

Разсышления-то хорошие,тольконе забудьте, что СЕЙЧАС в русском "косяк" имеет несколько-принципально, - другое значение.
Вы можете угодить в компанию, которой не обрадуетесь;-)))

Помню разгадывали это слово играя в ассоциации. Очень смеялись.

***Христианство, прежде всего «греческое», и русское православие – системы очень разные.***

***Я вообще-то этой темы буду по мере возможности избегать…***

Всё-таки жаль.
Интересно было бы узнать о Вашем видении этой «разности систем» (при условии, разумеется, что под "русским православием" Вы имеете ввиду что-то актуальное, а не исторические гипотезы).
Неужели нельзя это подать в форме, минимизирующей потенциальный религиозный срач?

Важно понимать, что косяк, он же огрех или bug, возможен только на фоне представления об идеальной программе Мироздания.


Ошибки происходят тогда, когда
Шибко много становится путей.
Все они подОбны, но лишь один путь —
К Истине и Цели, остальные мнимы.
* * *
Кто ищет верный путь? Тот, кто Знает Истины приметы.
Ищущий верный путь совершает ошибки, огрехи,
И это допустимо. О–грех можно исправить,
И Учитель всегда по–правит и на–правит
Искренне ищущего, даст Наказ.
* * *
Кто не ищет путь, но в гордыне мчится
Не разбирая дороги, преступая через меру,
Круша то, что дорого?
Тот, кто не Знает, кто рехнулся. Это грех.
* * *
Огрех можно ис–править, милостив Господь.
Но Г–рех, иначе лишение разума пред Господом, —
Не исправляют, но Мучитель по праву
Назначит Наказание в–плоть до Казни.
а может то-же всё бРЕХня...

с нетерпением ждем продолжения, в котором будет раскрыта тема заражения русских людей меметическим вирусом христианства, который уничтожает имунную систему русского человека и позволяет неруси вешать на ваньку любые косяки - а он сидит и кается, и платит, и кается, и ещё платит )

>>Начнём с этимологии<<

Чем закончим? Смертным грехом?

Не косяк, а перекосяк?

Внимательнейшим образом читаю и осваиваю философию "от Крылова" (сидя, а точнее, выживая в Богом забытой Виннице на Окраине, походя, а вернее "поездя" обосранной - наверное справедливо- Артемием Лебедевым).
Почему-то "косяк" лично мне не "косит" под грех, а вот "перекосяк" как-то кажется ближе к контексту... "Закосить" и "перекосить" - явно отличаются...

"никомахейская этика"

Это этика Аристотеля, который точное попадание в цель использовал как метафору для объяснения того, что такое "благо", "благо" - это то, к чему мы стремимся ради него самого, а не ради чего-то ещё, т.е. "благо" у него это "счастье" (более точно "эвдамония" - личностный "благой дух" (демон). Это отличается от платоновской идеи блага как некоей универсальной Истины. Аристотелевская этика по сути антирелигиозна (если конечно не усматривать религию абсолютно во всём). По Аристотелю согрешить можно только по отношению к самому себе.

Диавола боятся.
Бояться надо Бога.
Ведь сказано: судьба, иначе — Бога суд.
* * *
Бог — Истина.
Но Диавол — Идеал.
Это две крайние ипостаси Троицы,
Иначе — Господа, Хозяина всего.
Вот формула и форма Совершенства,
Как говорят — Вселенной, Мира.
* * *
Ты жаждешь Истины?
Но Истина — ужасна.
Позволено не многим любить ужас.
Всего скорее, ты жаждешь Идеала.
Идеал прекрасен. Любить его так просто.
* * *
Бог — Раз или Рас, но не Один.
Диавол — Об или Два.
Это крутятся жернова Мельницы Господа.
Три, Мельница, три:
Так жизнь с–Троится с Троицы.