Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

"чувство меры"

Странное, но точное выражение – «чувство меры».

Дело в том, что «мера» - штука сугубо рассудочная. Даже, пожалуй, одна из самых рассудочных. «Качественное количество», по Гегелю. Или, если брать субъективно – для восприятия «меры» нужна различающая способность (чтобы уловить качество) и вычислительно-калькулирующая функция (чтобы подсчитать количество). Ясные незамутнённые глаза и холодный разум. И вдруг – «чувство». Какое ещё тут чувство?

И тем не менее, мера воспринимается именно «чувственно». Правополушарно, так сказать. Обычно это сопровождается вполне яркими эмоциями. «Вроде и ничего, всё правильно… но чего-то не хватает, не дотягивает». «А вот это уже слишком, да пошло оно всё в баню, если тут такое делается». «Вот, точно! Именно! Самое оно!»

Тут интересно, что именно воспринимается, когда у нас работает «чувство меры».

Воспринимаются, собственно, «продукты рассудка» - вычисленные количества и их соотношения. То есть это восприятие правой половиной мозга продукции левой половины. Поскольку же правая половина на то и правая, чтобы воспринимать всё «чувственно и эмоционально», то даже если засунуть туда мысль типа «А = А» или «дважды два четыре», она это проинтерпретирует как-нибудь чувственно и эмоционально.

Например, абстрактная идея равенства переживается как нечто вроде «успеха». Потому что «равенство, воспринимаемое лично» - это «попал», «поразил цель», «сошлось» (и даже где-то «засунул»). Переход количества за грань меры – это «проступок», а то и «преступление». Нехватка – ощущение слабости и досады: «недотянуло», «силёнок маловато». Ну и так далее – всякие сложные варианты меры сопровождаются довольно сложными чувствами.

В принципе, это «неправильно». В том же смысле неправильно, в котором последовательность битов, кодирующих текст, можно «прочитать» как изображение, doc как gif. Но это ведь возможно. Правда, картинка будет странноватая. Но можно научиться писать тексты, которые будут выглядеть вполне себе забавненько так.

Это имеет отношение к происхождению эстетического. «Эстетические феномены» возникают при наложении вот этих псевдоэмоций на эмоции просто. Симметричная фигура сама по себе вызывает ощущение «удачной», а если это ещё и мраморная статуя голой бабы? При этом, не забудем, статуя мраморная, поиметь её нельзя – а следовательно, обычное возбуждение сублимируется в это самое восхищение мерой, оно накачивается дополнительной энергией. Холодное само по себе чувство (являющееся незаконным порождением потока данных, не предназначенных для эмоциональной интерпретации), подшпоренное сублимированным половым инстинктом, согревается до всяческих «восторгов». Впрочем, сублимироваться может и ярость, и стыд, и страх – смотри у греков, которые это хорошо понимали.

Всё это - своего рода замечание (близкое к придирке) к платоновскому «Филебу» с его теорией «истинных удовольствий», безвредных и близких к уму.

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments