Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Светофор. Разрозненные соображения



Лондонский светофор, установленный на дорожном кольце в районе Canary Warf.

Истинным символом и где-то даже эмблематой современной европейской цивилизации является светофор. Как образ власти, основанной на регулировании определённого типа конфликтов. Именно регулировании, и именно определённого типа.

У нас под конфликтом обычно понимается лобовое столкновение, наезд. Различаем мы силу наезда: где-то «крыло поцарапал», где-то – пошёл на таран. Жизнь – это система наездов. Регулированию наезд не поддаётся: двое в драку – третий в сраку. Власть, впрочем, иногда растаскивает дерущихся. Начиная со старенькой няни, которая, кряхтя, разнимает сцепившихся в песочнице мальчиков, и кончая президентом, равноудаляющим олигархов – все они таким оббразом именно лобовые конфликты. Но на это растаскивание тратится уйма сил и времени. Откуда закономерно возникает идея «сильного государства», которое может оттащить даже сильнорукого Дерипаску от медяномышцего Абрамовича.

Суть лобового конфликта – в конкуренции за ресурс. Двоим нужно одно, и кто-то должен уступить. Дальше по обычной схеме: угрозы, мордобой, кровища, ненависть-неневисть. И надо растаскивать «рычащих, воющих псов», которые ещё и огрызаются и норовят вцепиться в руку оттаскивающую.

Однако конфликты бывают не только лобовые, «на 180 градусов», но и, скажем так, «на 90 градусов». Каковые конфликты, будучи вовремя разрулены, могут предотвратить лобовые столкновения в зародыше.

Классический пример – конфликт между водителями и пешеходами. Они не конкурируют за один и тот же ништяк. То, что для одних ресурс (дорога), для других – препятствие, которое нужно быстро преодолеть. Если же дорогу брать вместе с машинами, то получится простое: одним мешает то, что нужно другим. Это и есть «конфликт на 90 градусов».

При этом, если такой конфликт не регулировать, то он довольно скоро превращается в лобовой. То есть осатаневшие от долгого ожидания пешеходы – а машины едут и едут сплошным потоком – просто выходят на трассу в относительно свободный момент и начинают уже сами идти и идти сплошным потоком, и уже машины стоят в пробке и матерят проклятых пешеходов, которых накопилось много и которые всё никак не кончаются. Если же появляется машина с мигалкой, а за рулём охуевший мент или ментова доча – вот тебе и трупы, и кровища, и ненависть-неневисть.

Если же НЕ ДОВОДИТЬ ДО ГРЕХА, то есть поставить светофор, то разрулить ситуацию, в общем, можно вовремя. Ну да, водиле обидно попасть в красную волну – а пешеходу обидно стоять под моросящим дождиком и смотреть на проносящиеся мимо блестящие тачилы. Но оба знают, что это кончится, и кончится довольно скоро. Не из-за чего бросаться под колёса, ага.

Вот на этой идее «недоведения до греха» европейские регулирующие механизмы и строятся. Разумеется, не все – у них полно «силовых в нашем смысле» инстанций, которые именно что вмешиваются в ресурсную конкуренцию. Но ИМИДЖ европейского стейта создаётся «светофорами». Которые вроде бы власти никакой не имеют, вот только если им не подчиняться, довольно скоро начнётся ужас-ужас-ужас.

И поэтому у нас боятся государства, а у них – того, что государства не будет.

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →