22.3.2010 Сергей Сергеев
Призрак бродит по «Москве»…
Точка над «i». АПН публикует интервью известного публициста Александра Самоварова с бывшим главным редактором журнала «Москва» Сергеем Сергеевым, посвященное ситуации вокруг журнала.
На самом деле всё это печально.
Бородин – человек-то достойный, более того – героический. Всю жизнь воевал с системой. В пятьдесят шестом, после двадцатого съезда, ушёл из спецшколы МВД. Из иркутского университета его уже выгнали «за фрондёрство» (да, с такой формулировочкой). В шестьдесят четвёртом пытался создать Демократическую Партию (тогда Новодворская, если что, в школе училась, читала книжки про пионеров-героев). Состоял в ленинградском ВСХСОН; в шестьдесят седьмом, когда я родился, его арестовали. В тюрьме держался достойно, упёртый был. Вышел – стал писать в самиздат, пересылал тексты за границу, на советские распонятки, в том числе диссидентские, что называется, клал. В восемьдесят втором его снова взяли, дали десятку. И отсидел бы, кабы не перестройка. И всё это время называл себя русистом, что было смело. А в девяноста третьем возил на своей машины грузы осаждённым в Белом Доме.
Зато теперь Бородин – владелец «Москвы», действительный член всяких уважаемых организаций (включая Комиссию по распределению грантов некоммерческим общественным организациям), в Общественной палате опять же посидел. И что же? Мы видим крепкого государственника, искреннего поклонника ужесточения режима и гайкозакрутки, числящего русский национализм главным врагом этого самого государства, поднимающегося с колен. Ну, естественно, сюда же и «сталин», и «грозный», и «православие», и всё такое прочее в этом смысле. В общем - несите, русские, Гусударству своих детушек, оно их за обедиком скушает, силушкой нальётся, на ножки подымется. А сами сидите тихонько в уголочке с лампадочкой и читайте в нашем журнале раздел «домашняя церковь».
Тут некоторые подумают, что я его обвиняю в измене идеалам и перековке рублём. Да нет, что вы. Бородин остался ровно тем, кем был. А был он всю жизнь патриотом. Причём честным патриотом. Державником. То есть он всегда любил государство. Причём – такое, какое есть, а не выдуманное. Советскому Союзу он ведь тоже не был враг, это дурное сысыры считало его «врагом». А так он и в те времена укромные возражал против всяческих пертурбаций, в программе своей партии писал про мирную трансформацию красной империи в белую, причём рецепт предлагался самый простой: добавить в красный борщ «православия и нравственности», они, как сметанка, всё и забелят… То, что для советской власти такое забеление было неприемлемо, и она предпочла сдохнуть, но не уступить тут ни йоты, было ему искренне непонятно.
Ну а теперь он любит путинскую Россию. Которую поругивает за недостаточную фофудьеносность, но искренне желает ей всяческих успехов. А что русским в таком государстве век воли не видать – ну что ж, так ведь жизнь не про нас, нам от века положена нравственность, лампадка и домашняя церковь. Всегда так жили, всегда так и жить будем. Как у Прилепина мент, перед избиением Саньки, объяснял тому государственную мудрость: «Ничего в этой стране не изменилось и никогда не изменится. Ее надо любить и беречь такую, какая она есть». Вот как-то так и Леонид Иванович это дело себе представляет – даром, что сам под молотками бывал.
Я сам Бородина видел два или три раза, последний – на презентации сергеевского сборника. Он там держался этаким злобным дядюшкой, чьи выходки домочадцы вынуждены сносить «в видах наследства» (учитывая его почти монастырскую зарплатно-гонорарную политику, это выглядело особенно впечатляюще). Начал Леонид Иванович со слов «я вообще этот ваш русский национализм терпеть не могу, тьху», и в том же духе продолжил. Сергеев отчаянно сигналил лицом «ну что поделаешь, надо перетерпеть, братцы», публика «с неловкостью терпела». Впечатление осталось, честно говоря, малоприятное. При том, что жила в старике чувствуется. Порода крепкая, да.
Наверное, это тот случай, когда и в самом деле стоит просто РАЗОЙТИСЬ. Без лишних обид. Одни направо, другие налево.
)(