[...] Англо-американское сознание очень прецедентно. Русские это плохо понимают, зачастую десятки лет живут в англосаксонской культуре и всё не могут понять механизм принятие решений в головах англосаксонского начальства. А отличия есть существенные. Русские, по особенностям воспитания и культуры, опасаются "судить поспешно", ждут скажем так "статистической достоверности" прежде чем вынести какое-то решение. Американцы, напротив, приучены принимать решения быстро, основывая планы на одном голом прецеденте. Пока русские "запрягают" (на самом деле тугодумно собирают статистику, необходимую в их культуре для принятия решения) американцы уже поехали и далеко. Обе модели имеют и недостатки и преимущества, просто следует понимать прецедентный стиль мышления американцев.
Ну, насчёт самой темы постинга я бы поспорил. Но сама мысль, похоже, верна. Только дело тут, однако, не только в «американцах и русских». А ещё в некоторых тонких моментах, связанных с англосаксонской культурой.
Шпенглер в своё время назвал британское (и шире – англосаксонское) мировоззрение «коммерческой этикой пиратов». Так оно, в общем-то, и есть. Пиратское происхождение британской цивилизации – именно в плане «идейном» - оспаривать трудно. Как и наёмническое происхождение цивилизации германской. Пираты и наёмники (то есть те же пираты, но сухопутные; впрочем, те же викинги были, по сути, морской пехотой) и являются единственными создателями цивилизации как таковой.
Так вот. Пираты и наёмники (а также профессиональные уголовники, являющиеся третьим столпом цивилизации) – это люди, не верящие «ни в Бога, ни в чёрта». Но в одного бога – точнее, богиню – они всё-таки верят. А именно – в Удачу. Или, выражаясь более галантерейно, в Фортуну и в ниспосылаемый ею «фарт» [1]. Это именно что «джентльмены Удачи» и «солдаты Удачи».
В принципе, культ Фортуны – римский. Правда, в Риме он был уравновешен культом (точнее, культами) Фатума, Необходимости. Фортуна и Фатум вместе управляли Римом, им соответствовали разные занятия, а также две основные магические практики – прорицание (связанная с Фатумом) и гадание (связанное с Фортуной)
Но Запад в современном смысле слова начинается там, где способ мышления пиратов и ланскнехтов – расторопность, безжалостность и упование на фарт – становятся всенародными. То есть так жить и думать начинают все или почти все. И, в частности, отвращаются от культа Фатума, свойственного «холодным» земледельческим обществам и обращаются к Фортуне [2].
При этом Запад, разумеется, по-прежнему чтит Фатум – его культ называется Наукой. Однако ей занимаются специально обученные шахтёры жрецы, чей модус операнди и даже вивенди сильно отличается от «обычного человека». Которому по жизни важно, КАК ФИШКА ЛЯЖЕТ.
Какое всё это отношение имеет к прецедентному мышлению? Самое прямое.
Фатум проявляется через закономерность, «статистику». Его голос – это голос миллионов повторяющихся событий. Он всегда монотонно бубнит одно и то же. Фортуна, наоборот, ДВАЖДЫ НЕ ПОВТОРЯЕТ, а если кто-то просит её повторить, «потому как не расслышал» - посылает далеко и надолго. Это отлично известно, например, гадателям: нельзя бросать жребий или раскладывать карты на один вопрос дважды. Но и события, являющиеся оменом, предзнаменованием – тоже не повторяются, и их смысл следует понимать СРАЗУ, или останешься в дураках.
Отсюда и тема «прецедента». Прецедент – это указующее предзнаменование. «Вот сюда», «как-то так». Фортуна НАМЕКАЕТ [3].
Разумеется, для того, чтобы событие было признано прецедентом, нужна особая процедура. Есть судебная процедура признания какого-то дела прецедентом, отделения сути прецедента (ratio decidendi) от конкретных обстоятельств дела, и так далее. Но прецедентное мышление шире: намёки усматриваются в первых же указаниях на успех или неуспех дела. «Похоже, пошло», или, наоборот, «что-то не идёт». Из чего тут же делается вывод – «не сюда» или, наоборот, «сюда».
Правда, культ Фортуны возможен только в тех краях, которые Фортуна любит. А кого и каких она любит - известно. В общем, не нас. К нам Фортуна стоит исключительно задом, который уже закаменел и гипостазировался в фигуру местночтимого злого духа Облома [4].
Заяц Несудьбы - один из ликов Облома
Вот и приходится, обиженно сопя в две дырочки, «собирать статистику». Надеясь не на то, что найдём путь к счастью (без Фортуны счастья не бывает), а что избегнем совсем уж страшных бед и обойдёмся обычным нашим горюшком-горем, которое у нас навеки поселилось.
[1] «Русское» слово «фарт» выводят или непосредственно из латинского fortuna, либо из немецкого Fahrt (езда, поездка, завоз), fahren (ехать, везти) – ср. с русским «везение», «повезло». Но и этот набор образов восходит к культу Фортуны, чей символ – Колесо.
[2] Стоит сказать пару слов об астрологических соответствиях. Культ Фатума связан с Сатурном, Неумолимым Временем. Что касается Фортуны, то с ней сложнее. Достаточно известна связь Фортуны с Луной (см. средневековую вагантскую песню, известную соверменной публике по орфовской кантате). Но вообще-то планетами Фортуны считаются Юпитер («Большая Фортуна») и Венера («малая Фортуна»). Про «парс Фортуны» уже не будем – слишком специальная тема.
[3] Кстати, наиболее правильный перевод 93-го гераклитовского фрагмента должен быть таким: «Владыка, чье прорицалище в Дельфах, не говорит явно, и не скрывает, а намекает».
[4] Кстати, говорящая фамилия главного героя гончаровского романа совершенно чётко указывает на причины его пассивности. Обломов не ленив – он именно что ОБЛОМАН, то есть исходит из ощущения полной невозможности успеха.
)(
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →