Есть тип женщин – «верные подруги». Которых обычно не переносят буквально все, кроме одного человека – любимого мужчины. Потому что ко всем остальным такая женщина повёрнута спиной, локтями и затылком, а вот к любимому – лицом и мягкой грудью. Ему одному она «всё сделает» - в том числе за счёт всех остальных. Включая ближайших родственников, подруг детства и всё прогрессивное человечество в целом. «Всему миру не быть, а моему Васеньке чтобы чай душистый пить». И этот чай душистый Васеньке она принесёт, а на чьих слёзках он заварен – то её дело.
Вот примерно так Вацлав Гавел относился к Чехии. Для своего народа и своей страны он сделал всё возможное. Со всеми остальными, начиная с еэсовских чиновников и кончая братским словацким народом, он обращался настолько прагматично, насколько это было возможно в данных обстоятельствах. При этом собственную репутацию он рассматривал как часть чешского национального капитала и уважать себя заставил всех, включая тех, кого терпеть не мог. Потому что «чехам это нужно».
И даже со своей должности он ушёл так, как уходит верная подруга от стареющего мужчины, который уже ею тяготится и «западает на блондиночек»: тихо съезжает куда-нибудь «за город» или «лечиться», звонит раз в месяц по оговорённым дням, не докучает и не задаёт лишних вопросов. Демонстративно уходит в «свою жизнь» и «свои дела». Про себя беспокоясь только о том, хорошо ли заботится та блондиночка о Васеньке, укрывает ли она его пледом и носит ли ему чай душистый.
Гавел, впрочем, над этой ситуацией ещё и изрядно подшутил, написав пьесу про государственного деятеля, который не сам ушёл, а «его выгнали» (отстранили от власти и приказали очистить казённое помещение), а потом ещё и снял кино по своей пьесе.
Думаю, именно в процессе съёмок он впервые в жизни почувствовал вкус власти. Настоящей режиссёрской власти, а не "служения".
Интересно, понравилось ли ему, и не пожалел ли он - - -