Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Человек с мегафоном и человек с плакатиком

Вчерашнее шествие, помимо всего прочего, оказалось весьма любопытным ещё и в плане культурологическом.

Предупреждаю: дальнейшие рассуждения будут вестись с достаточно удалённой от злобы дня точки зрения. Так прошу и воспринимать.

Как известно, шествие шло четырьмя колоннами (роль пятой колонны с успехом исполняли журналисты). Распределение было таким: сначала – «гражданские активисты» (читай – «просто люди»), далее либералы, потом националисты и замыкающими шли левые. Естественно, были те, кто не вписался в конструкцию и мигрировал в пространствах между колонн. Прежде всего это были сплочённые группы чьих-нибудь сторонников (например, были очень заметны «свидетели Прохорова», выглядящие именно что как сектанты), но попадались и совсем уж экзотические группы, выделявшиеся скорее эстетически (помню каких-то закутанных в арафатки товарищей, несущие плакат с надписью на арабском – сзади, впрочем был перевод про «арабскую весну»).

Однако стоит заметить: все претендующие на выражение какой-либо коллективной позиции использовали для маркирования себя либо флаги, либо большие баннеры, то есть традиционные средства обозначения общностей.



Знамя право-левых комуннационалистов. Их было всего трое, но они позиционируют себя именно как «группу с общей позицией»


А вот основным средством выражения личного мнения стал самодельный (иногда даже подчёркнуто самодельный, от руки нарисованный) плакат, который несёт один человек.





Типичные самопальные плакатики. «Говорю лично за себя и как хочу». Забегая вперёд: тут важно не "что", а именно "как"


Теперь о распределении символики. Понятное дело, наиболее чётко «партийными» - с большими баннерами и знамёнами – выглядели три «политические» колонны. Единообразия было больше у националистов - сплошная имперка. Коммунисты несли красные знамёна, но с разными рисунками. В либеральной колонне было несколько выделяющихся цветовых пятен: оранжевый островок, красно-белая полоска, что-то синее и т.п. Что касается «гражданских активистов», там предсказуемо царила цветовая каша, подчёркнутая ЛГБТ-шной «радугой» (товарищи нетрадиционной ориентации, будучи вполне себе сплочённой группой, которой, однако, нигде особенно не рады, шли именно в этой колонне).

А вот распределение несущих индивидуальные плакатики было таким. У националистов их почти не было (я видел всего несколько штук), у коммунистов их было вроде бы несколько больше (в основном, правда, странноватого содержания), у либералов их было уже довольно много, из «политических» колонн – больше всех. Что касается «гражданских», то там всё пестрело плакатами, плакатиками и плакатенциями. Единственным – и очень характерным с содержательной точки зрения – «общим символом» для них стала пресловутая «белая лента»:



"Белая лента". По сути - "антибаннер": на ней ничего не написано, зато все могут за неё подержаться.


Это по визуальной составляющей. Аудиальная была тоже любопытной.

Самым громким – в прямом смысле слова – был моб националистов. Ребята постоянно «заряжали», скандировали лозунги, речёвки, люди с мегафонами и так далее. Эта часть дела была поставлена на ура. Левые, которым, по идее, культура лозунга и выкрика совсем не чужда, на этот раз себя в таком качестве не проявили. Либералы иногда что-то выкрикивали, но вразнобой. Гражданские активисты и не собирались ничего кричать, хотя шума от них было много. Но это был шум разговоров, пусть и достаточно громких.

Что из всего этого следует? Как ни смешно, но мы наблюдали на деле пресловутую, заезженную, но вполне себе реальную оппозицию «звука» и «текста/изображения». В данном случае – «выкрика» и «плакатика».

Начнём с «выкрика». Прежде всего, крик– это усилие, физическое усилие. Человек кричащий – выкладываются. Зато у него возникает ощущение непосредственного участия, вклада сил. Но голос отдельного человека слаб, а два голоса, говорящие разное, заглушают друг друга. Голоса не суммируются. Зато они умножаются: рёв толпы, если вся толпа ревёт одно – внушает и заводит, ага. Крик можно подхватить, заразиться им. Закричал один, второй, и вот уже толпа ревёт.

Картинки действуют иначе. Две разные картинки или лозунга друг друга не глушат. Напротив, впечатление усиливается, причём, чем больше формальная разница между ними (при содержательном единстве), тем оно сильнее. Вот старушка несёт плакат «Путина на пенсию», а рядом молодой парень с наклейкой на куртке – «Хутин Пуй», а рядом раскрасневшаяся от морозца девушка с кокетливым «Ботоксному не дам». И сразу становится понятно, что «все недовольны по-своему, но по одной причине». Более того, много одинаковых картинок не усиливает впечатление, а ослабляет его. Представьте себе, что десять тысяч человек кричат «Путин вон!», и те же десять тысяч поднимают плакатики с той же надписью. Первое пугает до усрачки, а второе выглядит как массовка, цирк с дрессированными хомячками, которые «не за себя говорят». Зато если все закричат своё, это будет именно что шум массовки, а толпа с разнообразными плакатами и плакатиками, по-всякому хулящими и поносящими Путина, выглядит именно как выражение всеобщего мнения. И чем больше разнообразия (при единстве содержания), тем больше эффект.

С другой стороны, плакатик нести – это не экстатично. Сил на это нужно немного, а если и нужны, это совсем не то усилие, которым «горы сдвигают». Человек не выкладывается, а демонстрирует позицию, сформированную заранее – ну, вчера-позавчера, пока плакатик рисовался. Плакатиком также нельзя заразиться и подхватить: увидел надпись «Чурова на дрова», восхитился, но от твоего восхищения у тебя в руках такого плакатика в руках не образуется. Да и не надо, ибо см. выше о снижении впечатления от дублирования. «Ты по-своему сделай».

Кстати сказать: с этой точки зрения «символика» типа флагов/баннеров не является чистой визуалкой, а является своего рода эмуляцией крика. Например, флаг – это нарисованный крик «мы здесь». Поэтому, кстати, наиболее удачные флаги не несут никаких узнаваемых изображений, их цель – заменять собой звук, который не может быть изображён в виде вещи, а вот всякого рода полоски со звуком ассоциируются, не говоря уже о том, что предназначение знамени - виться на ветру (то есть в родной стихии звука)… Впрочем, это всё может написать культуролог-второкурсник, впервые прочитавший классиков структурализма, вот пусть он и пишет.

Теперь – важное. Люди с плакатиками и раньше выходили на митинги. Но, во-первых, это были в основном фрики: было время, плакатик чётко маркировал безуминку. Например, на митингах националистов если кто-нибудь поднимал что-то написанное от руки, так это было почти наверняка что-нибудь вроде «Сталина убили евреи за запрет абортов расскажите людям правду». Насколько мне известно, у либеральных товарищей дело обстояло примерно аналогичным образом, с поправкой на стилистику, про левых и говорить нечего. И, во-вторых, их было мало по сравнению с кричащими людьми.

А вот теперь люди с плакатиками – это большинство. Вполне себе консолидированное вокруг общих идей и настроений.

Можно сказать, свершилось – на улицы вышел обыватель. Нормальный такой обыватель. Не политактивист, не профессиональный революционер, и совсем-совсем не герой. Но мнение имеющий.

Кстати об этом. Обыватель довольно честен. Он знает, что на формирование своего личного мнения по всем вопросам бытия (даже своего собственного бытия) у него не хватает ума, сил и времени. Он на это и не претендует. Он готов выражать общее мнение. Но, во-первых, именно общее (то есть людей, которых он воспринимает как своих), а не чужое (скажем, начальства или каких-то левых дядек). Во-вторых, выражать по своей собственной воле, а не по чужой команде. «Хочу – молчу, не хочу – скажу». И, в третьих, выражать его по-своему, своими словами, а не чужими. «Вы мне речёвку не вкручивайте, я своими словами скажу, а нет – так промолчу». И пресловутый плакатик является наилучшим средством именно для выражения именно такой позиции.

Из этого, кстати, не следует, что все плакатики были чистой самодеятельностью, сделанной на коленке. Какая-то часть этих изделий была сделана явно профессионально. Из чего следует, что кое-кто расчухал ситуацию и поставил производство мнения о Путине на поток. Что вышесказанному никак не противоречит, потому что потребитель может хотя бы выбирать.

Тут как бы просятся разнообразные оргвыводы, да? Но я обещал оставаться на достаточном удалении, так что «на том и покалим сростень».

)(
Tags: протест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →