Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

ППКС

Сергей Корнев пишет:

Дело с «поющими во Храме», похоже, имеет более серьезный прицел, чем просто предвыборная провокация. Испугавшись тенденции к объединению и выработке общих позиций, которая наметилась в национальном лагере за последний год, кремлевские политтехнологи и их мелкие шестерки решили разыграть «непримиримое размежевание» между «русскими светскими постсовременными» и «русскими православными консервативными». Навального кое-кто уже записал в уроды только за то, что он, не одобряя данный акт, призвал к умеренности в плане наказания.

Посыл заказчиков ясен: расколоть русское общество по второстепенному поводу, заставить одну его часть самоопределиться в качестве «беснующихся религиозных фанатиков», а другую - в качестве «врагов православия». Обе партии приучаются ставить русскую общность ниже своих религиозных или антирелигиозных предрассудков, соглашаются на совершенно не нужный русским фронт размежевания. Между тем, логика национализма подразумевает, что для русского православного русский атеист должен быть ближе, чем нерусский православный. Соответственно, для русского атеиста русский православный - это «более свой», чем нерусский атеист.


Я бы написал то же самое, не будь я "иноверцем", что уменьшает возможность высказываться по таким поводам.

Одно только добавление. Я не считаю религию "просто инструментом поддержки национального духа". То есть она может использоваться и в таком качестве, но вообще-то оно не за этим. К тому же в России подобное использование религиозных институтов невозможно по всем известным причинам. Так что - - -

ДОВЕСОК. Очень здравое суждение Наташи Холмогоровой - с точки зрения техники дела:

Есть классический метод построения провокаций. Берется какое-нибудь дурное действие. Неприятное, неэстетичное, обществом в целом не одобряемое. Такое, которое "само по себе" ни у кого симпатий не вызывает, а даже наоборот. И за это действие назначается ЯВНО НЕСОРАЗМЕРНОЕ наказание.
Классический пример - "ювенальная юстиция". Хорошо ли бить детей? Нет, бить детей плохо. Все с этим более или менее согласны (а кто не согласен, тот помалкивает, потому что обществом битье детей осуждается)... до тех пор, пока не выходит на сцену Ювенальный Юстиционер. И говорит, кровожадно ухмыляясь:
- Бить детей - очень-очень плохо; поэтому за каждый шлепок или подзатыльник мы теперь будет ребенка у родителей отбирать! И отправлять в детдом, где его будут бить уже другие люди и гораздо сильнее. А может, и не только бить.
- $%^^#%%&#!!! - говорит потрясенное общество. - Да вы там что, совсем??!!! А может, лучше уж бить? Не смейте, суки, лезть в нашу жизнь, что хотим, то и будем с детьми делать!!
Ложная альтернатива навязана; идея защиты детей от жестокого обращения скомпрометирована; начинается истеричная "война", в которой отчасти правы и отчасти неправы обе стороны. А нормальная, взвешенная позиция оказывается просто невозможна. Она изгоняется из дискурса. 
То же самое и с "пусями". 
Раз - девицы врываются на чужую территорию, в глазах верующих обладающую особым статусом, и устраивают там ералаш. Образ действий, обществом практически единогласно осуждаемый (даже ЛаВей такое осуждал). 
Два - девиц хватают, демонстративно сажают в СИЗО и обещают им до 7 лет. Хотя напели и наплясали они, самое большее, на 15 суток. Все это - перед камерами, при большом стечении народа и с громкими воплями и визгами по этому поводу. 
Общество в когнитивном диссонансе. Защищать? Но они сделали гадость. Одобрять посадку? Но гадость явно не такая, чтобы за нее сажать. Ложная альтернатива: к какой стороне ни присоединишься - окажешься неправ. 
Плюс - задействована церковь, к которой у многих свои счеты, и сильную эмоциональную реакцию - как положительную, так и отрицательную - она вызывает гарантированно. Плюс - протестная и антипутинская тематика. Оппозиция оказывается "замазана", и чем больше втягивается в эту историю, тем сильнее "замазывается". "Против Путина? А, это вы дебоши в церквях устраиваете?"
Очень удачная провокация. Просто на удивление. И, честно говоря, своей удачей она лишь наполовину обязана организаторам - а на другую половину, пардон, глупым оппозиционерам.


)(
Tags: РПЦ, протест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 302 comments