Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Наглядная агитация

Хорошей иллюстрацией к теории double-bind является так называемая «социальная реклама». Ну там всякие плакатики с надписями «не кури», «откажись от алкоголя» и всё такое прочее.

В принципе, любая наружная реклама воспринимается именно как реклама. Что-то показывают на картинке – значит, это «то, что предлагается». Если показывают гору окурков, значит, предлагается насмолить гору окурков, если разбитую бутылку с вытекающей красной жидкостью – значит, надо разбить бутылку с красной жидкостью (что естественнее проделывать нажравшись и обо чью-нибудь голову). Я уж не говорю об изображении стакана и сигарет в привлекательном виде, что в случае социальной рекламы случается сплошь да рядом.

При этом надписи «скажи - нет», «нельзя», «не модно», а также визуальные негативно-запретительные на картинке тоже воспринимаются – популярная «энелпишная» теория о незначимости «нет» и его незамечаемости подсознанием к данному случаю не приложима. Просто нужно понимать, какую роль играют все эти «нет», «нельзя» и прочее.

Вот нам показывают картинку, на которой написано – «нельзя»; Тебе что-то показали, и сразу же запретили. А точнее, сказали, что если ты это попробуешь, то, значит, ты станешь плохой. Если же учесть, что всякого рода наркотики используются в основном для того, чтобы поднять настроение (и очень часто – чтобы не ощущать себя плохим), то получается… ну вы поняли, что получается.

Всё это мне вспомнилось, когда я увидел вот этот образчик социальной рекламы:



via adolfych

В данном случае противоречие между сказанным и показанным особенно заметно. Казалось бы, чего стоило нарисовать уродливого старого скотоложца и вырывающееся животное, желательно грязное и измученное. Нет, перед нами симпатичный юноша с хорошей фигурой (уж всяко более симпатичный, чем ненарисованные негритосы внизу), чистенькая овечка, которая стоит смирно, вырываться даже и не пытается (да её и не держат), морда довольная, а что блеет - так это и двуногие барышни в подобной ситуации могут заблеять "пусти… не надо… это плохо… мамочка не велела… ой". Впрочем, моральное суждение овцы для африканского мужчины в любом случае имеет мало значения. Как и запретительный знак, который юношу не проштемпелёвывает (как надо бы по уму), а который он, наоборот, оттирает плечом, а от надписи презрительно отворачивается, с выражением лица типа "чихал я на ваши запреты". 

Хотя, учитывая африканские демографические и социальные проблемы (в том числе связанные с насилием над женщинами), невольно думаешь - может, и в самом деле им лучше - - -

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments