Вообще говоря, политические режимы можно классифицировать и с психиатрической точки зрения.
То есть. У скорбных главою есть, так сказать, свой мир, в котором они живут сами и по мере сил устраивают вокруг себя. Мир, может, и «бредовый», но для самих больных он вполне реален.
Однако же – бред можно осуществить и на самом деле. Разными способами. Например, сконструировав на основе той или иной симптоматики какую-нибудь субкультурку. Или предложив идеологию, влияющую на психику адептов соответствующим образом. Или, проще всего – имея власть и задействовав административно-финансовый ресурс.
При этом не надо думать, что «они там наверху сумасшедшие». Нет, они-то как раз нормальные, даже очень. Это они нас с ума сводят – помещая в соответствующую реальность.
Ну например: Москва времён Гавриила Харитоновича Попова напоминала мир гебефреника. Жуткая грязь, которую никто не убирает, трупы на улицах, не вызывающие никаких чувств, в газетах и по телевизору – натуральный бред с галлюцинациями, часть населения в кататоническом ступоре, другая – в кататоническом возбуждении, и т.п.
А, скажем, нынешний путинский мир – параноидальный, с манией преследования. То есть мир, в котором за населением в целом и за отдельными людьми в особенности и в самом деле шпионят, а также «мучают, издеваются, замышляют причинить вред, обокрасть или убить» (с) Википедия). Галлюцинации тоже присутствуют – например, в судебных решениях или в выступлениях разного рода общественных деятелей, выискивающих каких-то «врагов» и требующих кровавых расправ над ними. Всё это осложняется бредом ревности – «признавайся, сука, что ходила в посольство и там блудила с американцем».
А захотят – и устроят гипоманиакал по случаю «евразийского союза».
Вот радости-то будет.
)(