Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

О заимствованиях, или Что пришлось ко двору?

Написал я тут постинг – точнее, ответ на вопрос – «что у меня лично ассоциируется с русской культурой». Длинный, правда, потому что я зануда.

Ну, кому-то понравилось, кому-то нет, а кто-то принялся меня учить Родину любить. Про это я ещё напишу, если времени достанет, очень уж некоторые люди выпукло себя проявили.

Однако это мы отложим. Потому что по прочтению комментов возник у меня такой любопытный вопрос.

Когда мы говорим о «русской культуре» - или о любой другой – у нас в голове включается и начинает мигать красненьким лампочка с надписью «исконное-посконное». То есть мы невольно начинаем в первую очередь говорить о том, что считается «исконно-русским», «издревле бывшим», «изобретённым обязательно здесь, на Руси, и непременно в древние времена». После чего начинается бессмысленный спор о том, насколько исконно и посконно какое-то явление и точно ли мы имеем на него копирайт. А-а-а, начинает блажить какой-нибудь человечек, да ничего-то у вас своего и нетути: матрёшка японская, гармошка немецкая, борщ украинский, вера византийская, мат татарский, всё заимствовано, а чего у вас своего – только репа да лапти. Хотя нет, лапти финские. А репа… пусть будет греческая, и огурцы ваши любимые, кстати, тоже. Вместе со словом «огурец», который на самом деле то ли агурос, то ли агуркион. И нету в нём никакого русского духа.

Увы, русские на такие разговорчики легко разводятся, потому что не очень понимают, что такое национальная культура. А это лучше знать, потому что вопрос-то важный.

Так вот. Национальная культура в европейском смысле этих слов (а другого нет) – это не совокупность того, что создано данным народом, а совокупность того, что данный народ использует постоянно и что ему нравится. При этом то, что родилось в данном народе, но в его среде распространения не получило, зато было усвоено и развито кем-то ещё, частью его национальной культуры не является, а является частью какой-то другой национальной культуры. Причём это может касаться не мелочей, а вещей принципиальных. Христианство никто не называет основой еврейской культуры, а буддизм – индийской: «ну вот не прижилось там у них». Зато христианство, безусловно, является одной из основ европейской культуры, а представить себе Тибет без буддизма вообще невозможно… Или, например, австрийцам удалось убедить весь мир, что Моцарт – австрийский композитор, а Гитлер – вовсе даже и не австрийский политик. В чём было известное лукавство, но принцип использовался тот же: важно не где родился, а где пригодился. Да, кстати, соус карри – английский. Равно как и чай Лапсанг Сушонг.

Разумеется, большинство национальных культур имеют в себе что-нибудь «исконное», и оно, как правило, почитается – хотя бы как память. А все заимствования, если они удачны, обычно подвергаются переработке, без которой невозможно их усвоение. Какой именно переработке и в какую сторону – «это зависит». Ну вот хотя бы посмотрите на современные «арабские» цифры и сравните с натуральными арабскими. Всё, что от них осталось – сам принцип десятичной системы счисления, да ещё девятка слегка напоминает нашу. Или, скажем, бумажные деньги, которые, под одной из версий, в Китае использовались как культовый предмет (их сжигали перед изображениями предков), европейцы же, узнавшие о китайской придумке от Марко Поло, скрестили это дело с чеком отчего родились банкноты, центробанки и инфляция. А водка – тоже по одной из версий - появилась где-то в Италии как средство от болей в желудке, русские же заметили, что она помогает и от боли душевной, а также скрашивает досуг. Что небесспорно, но в пределах возможного, особенно если вспомнить, например, что героин изначально был средством от кашля.

При этом национальный дух проявляется в заимствованиях даже более ярко, чем в отношении к «исконному-посконному». Потому что исконное-посконное – оно привычно и безальтернативно, а вот взять что-то со стороны – это уже проявление национального вкуса. Ну или крайней нужды, что тоже о многом говорит.

Что касается русской культуры, то заимствований в ней очень много. Мы склонны сильно переживать по этому поводу, забывая, что в других культурах их не меньше, а кое-где и больше. В том числе, возможно, и из нашей, в том числе и то, что у нас не прижилось или чего уже не осталось. И опять-таки – даже если британские учёные российские историки докажут, что джинсы это доведённые до ума русские порты, а бейсбол произошёл от лапты, то всё равно эти прекрасные вещи останутся неотъемлемой частью американской культуры. По крайней мере до тех пор, пока американцы ходят в джинсах и играют в бейсбол… Зато картошка – национальная русская еда, хоть ты тресни. А наша синеглазая сестра Белоруссия вознесла картошку на уровень национального символа. И поди скажи, что он из Южной Америки. Да что эти латиносы в картошке понимают. 

Всё это, в общем, понятно. Я же задумался вот о чём.

СССР был довольно закрытым обществом, все заимствования, включая культурно-значимые, производились исключительно по решению и под контролем партии и правительства. Начиная с того, что в «заказы» клали финскую салями (а не, скажем, хамон) и кончая телевизорами системы SECAM (а не NTSC). Пепси-кола стала символом разрядки, а кока-колу дали попробовать только на Олимпиаде-80. Тото Кутуньо приглашали в Москву, а Скорпионз и Пинк Флойд запрещали. И т.д. и т.п. – причём во всех случаях это были именно что решения начальства. Народ не выбирал – ему «подбирали». А то немногое, из чего можно было именно выбирать, было очень уж непоказательно. В основном бросались на то, чего в другом виде не давали - или что хотя бы издали напоминало то, чего не давали и нехватка чего ощущалась особенно остро. Довольно часто это было сущее говно, но в этом говне были какие-то витамины, которых не было больше ни в каком виде. Конкретных примеров приводить не буду, чтобы избежать лишнего флуда, но вспомните хотя бы, какие книги тогда считались культовыми, и вызывают ли они у вас сейчас тот же восторг… Впрочем, не будем о грустном.

А после 1991 года в Россию хлынуло. И хорошее, и плохое. Некоторые считают, что плохого больше, но это уже «на вкус – на цвет». Так или иначе, нас захлестнули сникерсы, тампаксы, гамбургеры, суши, кольца всевластия и конаны-варвары, маечки с Микки-Маусом и Мадонной, автомобили-иномарки, рок-оперы, дезодоранты, Шварценеггер с присущим ему Сталлоне, настоящие зелёные доллары, ну и, конечно, «джинсы и жувачка», о которых столько мечталось долгими застойными годами.

Что-то при этом прижилось как родное, что-то вошло в обиход, но воспринимается всё-таки как «не своё», что-то совсем не прижилось. Скажем, в джинсы сейчас оделось практически всё население, женские тампоны и прокладки моментально вошли в список предметов первой необходимости, а биде и зубная нить до сих пор воспринимаются как «паньски вытребеньки». Толкиен породил оригинальную российскую субкультуру толкиенистов-ролевиков (развившуюся, насколько я понимаю, практически самостоятельно), а вот аналитическая философия «не пошла» даже в университетах. Слово «компьютер» легко вытеснило родную «ЭВМ», а вот поло, как я замечал, чаще всего называют «футболкой». И так далее, и тому подобное – где-то что-то пошло, где-то нет.

В связи с этим у меня вопрос ко всем.

Назовите три вещи (идеи, слова, книги, развлечения, что угодно), заимствованные из-за рубежа после 1991 года и ОРГАНИЧНО (на ваш личный персональный взгляд) вошедшие современную в русскую культуру, материальную или духовную, и в ней пришлось ко двору. Что ПОДОШЛО. 

На всякий случай ещё раз условия задачи. С разъяснениями и советами по решению.

Это должно быть что-то такое, что появилось именно после 1991 года, по крайней мере массово (а не в единичных экземплярах в спецраспределителе). Что угодно – можно назвать «частную собственность», можно – «кумкваты и помело», можно – «противозачаточные таблетки». Главное, чтобы это было заимствовано извне.

Далее. Не обязательно это должна быть вещь, которой вы лично пользуетесь, идея, которую вы сами разделяете, и так далее. Вы можете относиться к ней как угодно. Важна только оценка – да, вот это действительно «подошло». Если вы не можете сдержать своей мизантропии и/или русофобии, можете назвать и откровенно плохие вещи – типа «наркотики органично дополнили алкоголь, занимающий столь значительное место в русской культуре». Но лучше всё-таки обратите внимание на те вещи, которые считаете хорошими и полезными, или уж, по крайней мере, извинительными.

Далее, лучше всего, чтобы упоминаемая вещь не просто прижилась, а обросла каким-то своим местным смыслом. Типа "вот эта штука у нас продаётся лучше, чем на родине", "одежда вот такой марки носят почти все такие-то наши люди", "этот фильм стал у нас культовым", "это английское слово значит у нас вот то-то, а совсем не то, что у них там". 

Достижения технического прогресса (типа мобильников) называть можно, если ничего другого в голову не приходит, но и тут лучше отмечать именно специфику, "местные предпочтения". Например, сказать, что все начали скупать иномарки - в общем, правильно, но вот культ "Мерседеса", распространённые в девяностые - это местное явление.

При оценке годности вещи на включение в список стоит учитывать не только потребление, так сказать, оригинальной продукции, но и распространение подделок, российских ремейков, а также и просто известность ширнармассам. Например, "родной" бёрбирревский шарфик народной одеждой не назовёшь, но вот подделками той же расцветки одно время были завалены все вещевые рынки. Или, скажем - есть машина, которую мало кто может купить, но все мужики знают и ласково зовут "бэхой" и "бумером", даже кино сняли с таким названием. Знать, зацепила эта тачка душу народную... И т.п.

И наконец, напоминаю - речь идёт о вашем личном взгляде. Не старайтесь выглядеть объективными, не надо что-то "доказывать" и "оправдывать" - просто скажите то, что чувствуете. И не пишите другим комментов, что они дураки и неправильно всё понимают. Этого не надо.

ДОВЕСОК. Свои соображения на эту тему у меня есть, но их я выскажу позже, «после всех».

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 357 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →