Фундаментальная структура человеческого сознания определяется разрывом между разумом и источниками желаний. Вкратце – человек является разумным существом, способным «мыслить», хотя бы в самом механическом смысле - «делать выводы из наличествующей информации», интерпретировать сигналы по цели. Однако цели заданы не разумом, он является лишь инструментом. Цели определяются желаниями и страхами, исходящими из неких более глубоких и более примитивных структур сознания, над которыми разум, в общем-то, имеет очень мало власти, а вот они над ним – очень много.
Собственно, «психика» представляет собой пространство между этими источниками желаний и собственно разумом.
Из этого следует один любопытный вывод. Чем сильнее («выше») ум и чем примитивнее и проще желания, которые его подстёгивают, тем пространство «психики» больше. И в каком-то смысле – глубже.
Поэтому люди, одержимые в основном «головными» мотивами – например, межчеловеческими, всякими дрязгами, обидами и т.п. – представляются нам «плоскими» и «мелкими». Даже если они умны и даровиты – всё равно «мелко». Особенно если вся эта возня подавляет «биологию», которая нами воспринимается как нечто более глубокое (или «низкое», если эта глубина мутная).
Про Ленина, кажется, рассказывали – как он с товарищем шли на заре по цветущему лугу, и товарищ не удержался и сказал: «о Господи, какая же всё-таки красота!» Ленин тут же вцепился в него начал ему объяснять, что всякий боженька есть труположество. Скорее всего, легенда, но характерная – Ленина тут выставляют именно что мелким человечком, который не способен за своей головной чепухой увидеть «жизнь и природу».
А вот Гёте с его возлюбленными кажется «глыбиной». Как и Толстой с его страхом смерти и окрашенным в этот страх сладострастием.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →