Чаще спрашивают: а почему политические требования не изменились? Все те же освобождение политзаключенных, перевыборы и конституционная реформа. Тут ответ простой: потому что эти требования не выполнены.
Одним из рудиментов раннего, преимущественно эмоционального, этапа движения за демократию является желание, чтобы митинги развлекали, постоянно подкидывали какие-то новые темы. Надо сказать, что это желание стало естественным продуктом длительной идеологической обработки, целью которой было представить политику отраслью шоу-бизнеса. Но должен разочаровать: настоящая политика – смертельно скучное дело, в ней не место веселой шутке, да и импровизации часто выходят крайне неудачными. Ты просто стоишь на своем и повторяешь (тупо повторяешь, сказали бы завсегдатаи интернета) одно и то же. Либо добиваешься своего, либо уходишь. Уходить не время.
Именно поэтому в политике не работает модель «жонглеры надоели? выпускай акробатов!». Нельзя всерьез относиться к рассуждениям на тему об одних и тех же, всем надоевших, лидерах. Путин им, видите ли, за 12 лет не надоел, а вот Навальный с Удальцовым за год надоели.
Я бы только добавил: именно потому, что основа политики крайне скучна и состоит именно в "настаивании на своём не мытьём, так катаньем" (а также в этом самом "мытье и катанье" - образы ручной стирки здесь вообще очень уместны), возникает естественное желание хоть как-то "уинтереснить" процесс, сделать рутинную, в общем-то, деятельность менее тягостной психологически. Отсюда тот самый политический балаган, который существует на том же Западе и который мы часто принимаем за суть дела. Впрочем, как справедливо было сказано, это не мы принимаем, это нам объяснили. "Политик - это клоун".
Ну что ж, и это есть. Политик иногда может учинить какую-нибудь клоунаду, некоторые это делают регулярно. Но это ЗЛЫЕ клоуны.
Кстати об этом. Из той же статьи:
Как заметил американский философ Саймон Критчли, «гнев – эмоция, которая приводит в движение, в такое настроение, которое побуждает субъекта к действию. Возможно, это первая политическая эмоция». Заметьте, не тщеславие, не алчность, а гнев. Вот и Навальный на митинге говорит: «Нам не хватает личной ярости в этой борьбе». Для того чтобы просто сходить на митинг, особенного гнева не нужно, хотя и тут он может стать важным стимулом, эмоциональным дополнением к рутине. Но для того, чтобы заниматься оппозиционной политикой систематически, гнев совершенно необходим.
Ну не гнев, конечно, нет. Гнев ярко полыхает, да быстро прогорает. А тут - что-то вроде горящего торфяника. Который горит годами, и водичкой не заливается. "Нет, уважаемые, наши требования в полном объёме не выполнены".
)(