А именно. Некий товарищ «смутно-прогрессивных воззрений», судя по всему – человек молодой и честно невежественный (почему ссылку и не даю – глядишь, поумнеет), написал пост на тему того, как он ненавидит русскую азиатчину, и в качестве примера таковой привёл Кремль. «Аляповатое уродство» и т.п.
Товарищу довольно быстро объяснили, кто строил Кремль и на кого он хвост поднял. Товарищ некоторое время артачился, но потом признал, что таки да, Кремль – выдающийся памятник итальянской архитектуры, правда, русскими очень сильно испорченный в ходе неоднократных перестроек. И сузил луч ненависти до нескольких строений, которые, по его мнению, олицетворяют эту самую азиатчину в чистом виде. А именно – до Исторического музея, ГУМа (который Верхние торговые ряды), Мавзолея. Но самый концентрированный луч поноса и золотухи ударил в Покровский собор, известный как храм Василия Блаженного.
Тут автор не пожалел яда, и даже выписал из каких-то интернетных источников целый ряд цитат. Типа – «Собор Василия Блаженного был сродни клоунскому красному носу на лице дьявольской империи». И ещё много про «кич», «азиатчину» и прочее и прочее.
Можно, конечно, сказать, что автор – банальный русофоб с плевком, плавающим в глазу, который любую «русскую» красоту ему закрывает. В общем, так оно, скорее всего, и есть.
Но вообще тут имеется и другой слой. Я знаю людей, которым собор нравится именно как «азиатчина». В тот период, когда с товарищами евразийцами ещё можно было общаться более-менее дружески, один из них меня долго убеждал, что «ну вот же она, Азия, настоящая Азия, золотая-дремотная». «Это же купола мечетей».
Самое интересное, что товарищ отчасти прав. Вот только смысл «азиатчины» тут совсем не тот, что он приписывает.
Начнём с банального. Как и всякий древний исторический памятник, Покровский собор несколько раз перестраивался. И, судя по тому, что нам известно, то, что было построено в 1555-1561 годах - это была красивая, но «довольно обыкновенная» церковь. Да, с необычной композицией: по сути, это девять разных храмов, стоящих на общем основании, соединённых переходами и внешней обходной галереей – раньше она была открытой, потом её перестроили. Но - с гладкими железными куполами, по некоторым сведениям – лужёными, чтобы казались серебристыми, но уж точно без «вот этой всей азиатчины». Которую, впрочем, даже при всём желании не могли бы налепить на купола, за неимением технологий.
А когда появилась «азиатчина»? Когда купола стали цветными, рельефными и так далее?
Фигурные купола появились в конце XVI века, после очередной реконструкции. Поводом к реконструкции стал, как это часто бывает, пожар. Правда, цветными они всё-таки не стали. По наиболее известной версии, они были зелёными, покрывали их ярью-медянкой (довольно ядовитая дрянь). Но тут надо понимать, что фигурность куполов, по сути, заменяла раскраску, как на гравюре штриховка и точки символизируют разные цвета. Тогда же на стенах появились цветные «травяные» орнаменты. Так что, когда купола всё-таки покрасили, это только завершило уже задуманный образ.
А вот что это за образ – вопрос весьма интересный. И имеющий прямое отношение к теме пресловутой «азиатчины».
Вообще-то храм был поставлен приказу царя Ивана IV Грозного в память о Казанском походе (закончившегося в октябре 1552 года). Первые восемь храмов были освещены в честь именно тех церковных праздников, которые имел место в период битв за Казань [1]. А сам храм называется Покровским, потому что Казань была взята в ночь на Покров день (если не ошибаюсь - с 1 на 2 октября по старому стилю).
Тут следует остановиться и отметить два обстоятельства.
Первое. Победа над Казанью воспринималась русскими ещё и как победа над турками и вообще над агрессивным исламом: Казанское царство было связано с Османской империей, которая тогда была опасным противником. В дальнейшем отрицательное отношение к исламу только усиливалось.
И второе. Что касается Покрова дня, то это - день победы над сарацинами.
Покров Пресвятой Богородицы (1 октября) — праздник православной церкви. Установлен в память события, бывшего в Константинополе… В войне с сарацинами городу угрожала опасность, но в этот день св. Андрей юродивый с учеником своим Епифанием, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божью Матерь с сонмом святых, молящуюся и распростершую свой покров (омофор) над христианами. Ободренные греки отбили сарацинов. В честь покрова Пресвятой Богородицы существует акафист.
То есть абсолютно вся символика, связанная с собором – это ПОБЕДА НАД АЗИЕЙ и над исламом как «высшим проявлением азиатского духа».
Что же тогда символизируют «азиатские» купола собора? А ВОТ ТО САМОЕ И СИМВОЛИЗИРУЮТ. Эту победу. Изящно, неоскорбительно, но совершенно недвусмысленно.
Чтобы это понять, напомню о совершенно другом здании – которое и больше по размеру, и лучше известно, и к тому же крайне значимо для российской истории и политики. Я имею в виду собор Святой Софии, впоследствии – мечеть Ая-София. Причём мечетью она стала на сто лет раньше строительства Покровского собора. Чего православные не забыли – и никогда не забывали (может, и зря, учитывая скверно сложившиеся обстоятельства Первой мировой).
Но я про архитектуру. Остановлюсь на одном: что, собственно, делает Ая-Софию мечетью?
Исламские завоеватели не стали ничего рушить и ломать, даже не особенно попортили внутреннее убранство здания (только замазали христианские фрески). Однако они пристроили к нему четыре минарета, каждый из которых выше самого здания. Минареты как бы охраняют (точнее, держат под конвоем) храм. Очень понятный, выразительный образ.
Попытаемся представить себе нечто подобное, но в обратном духе. Что символизировало бы победу христианства над исламом?
Правильно. Крест на мусульманском здании. На ЯВНО мусульманском – чтобы «ислам» был виден в архитектуре, был бы маркирован и отмечен. А сверху – крест. ОДОЛЕЛИ.
Так вот, из Покровского собора сделали именно это. Именно сделали - Барма и Постник такого смысла в своё творение не вкладывали, даже если бы хотели вложить: ну не умели тогда на Руси делать расписные купола. Это уже позднейшее, европейского времени.
Но сделали, причём на очень высоком уровне – купола с их отчётливо «азиатским» видом являются именно что узнаваемыми луковичными куполами, а вся церковь выглядит не как переделанная мечеть, а именно как церковь.
Ещё раз подчеркнём, что этот архитектурный жест не нарушает правил политкорректности, даже современной. Вот в той же Испании – которую пришлось отвоёвывать от мавров – есть натуральные мечети, переделанные в церкви, например, знаменитая Кордовская мечеть, ставшая кафедральным собором. Сейчас мусульмане требуют права молиться в ней. А, скажем, севильскую Большую мечеть христиане предпочли разрушить и построить на этом месте свой храм – видимо, чтобы избежать подобных притязаний в будущем… Но вот символика победы над исламом там грубее, вплоть до барельефов с изображениями мусульман, занимающихся всякими нехорошими вещами. А тут – чистая идея.
Стоит ещё сказать о самых последних переделках. Уже в конце русской истории собор снова «прикинули», на этот раз – добавили «русский стиль». Ну тот самый, который сейчас называют «псевдорусским» и в котором сделан тот же ГУМ, Исторический музей и т.п. Эти элементы привнесла соловьёвская реставрация 1900-1912 года. Когда построили крылечки, освежили орнаменты и так далее. Это не нарушило общую идею, но придало определённый колорит и вписало в «декоративный» стиль, который тогда определял Красную площадь.
В советское время «Василий Блаженный» своей идеи лишился – и зрительно (те же кресты сняли), и идеологически. Но теперь-то?
[1] Исключение – пристроенный позже десятый храм, в котором был похоронен почитаемый в Москве юродивый Василий Блаженный. Строго говоря, только это здание и следовало бы называть «храм Василия Блаженного» - одну десятую всего комплекса. Кстати, только этот храм был приходским – туда имели доступ все москвичи, остальные храмы использовались как вип-объекты: службу там вели раз в год, на соответствующие праздники, и присутствовали на ней только вип-персоны.
)(
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →