Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

= . ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА


Цель существования экономической системы страны – благополучие населения и материальное обеспечение защиты от различных угроз. Богатство страны – это богатство её граждан.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Мы является сторонниками рыночной экономики, основанной на частной собственности, работающей в интересах общества (нации).
Мы отдаём себе отчёт в том, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, и прежде всего именно в экономической сфере. Но мы считаем, что полная ликвидация этих противоречий невозможна и не нужна, так как они являются не только проблемой, но и источником развития.
Мы также понимаем, что конкретный вариант разрешения этих противоречий зависит от состояния конкретного общества в конкретной исторической ситуации. Так, в определённые моменты развития важно стимулировать общественное потребление, а в другие – сокращать социальные расходы и стимулировать конкуренцию.
Мы видим, что в каждый момент разные страны находятся в разных фазах развития. То, что хорошо для одной страны, может быть несвоевременно и неуместно в другой.
Мы считаем, что современная Россия, с её населением, многократно ограбленным и лишённым собственности, нуждается прежде всего в массовом обогащении людей и наделении их собственностью, резком повышении уровня жизни.
В отличие от «левой» экономической политики, делающей упор на перераспределении доходов от богатых к бедным и национализации производств, мы видим возможность решить эту задачу за счёт других факторов: использования природной ренты, передачи в собственность населения неиспользуемых государством ресурсов (прежде всего земли) и создания новых ценностей (прежде всего недвижимости и инфраструктуры).
Всё это, однако, возможно только на основании двух принципиальных моментов: создание в России полноценных институтов собственности и независимой судебной системы, позволяющей «жить по правилам».

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Воссоздание института частной собственности


В настоящий момент Россия является страной с развитыми рыночными механизмами, но без нормально функционирующих институтов частной собственности. Все знают, что любую собственность, находящуюся в России, можно тем или иным способом отнять у её владельцев, а единственная гарантия её неприкосновенности – покровительство властей. Именно это является главной причиной оттока капиталов, вывода бизнеса за границу, эмиграции успешных бизнесменов.
Кроме того, частная собственность в России не защищена даже юридически. Так, Конституция и УК РФ откровенно слабо защищают частную собственность, заменяя её где только возможно различными субститутами.
СПРАВКА. Так, например, статья 8 российской Конституции гласит «В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иная собственность», статья 35 гласит «Право частной собственности охраняется законом», но в то же время частная собственность согласно ст. 56 не попадает в перечень конституционных опций, где ограничения запрещены, во время установки режима Чрезвычайного Положения и защиты конституционного строя. Таким образом право частной собственности в нашей стране может быть попрано в интересах защиты конституционного строя, простым указом Президента, не требуется даже вынесение этой процедуры на какое то обсуждение.
Это на уровне Конституции. Вообще же откровенно слабая защита отношений собственности прослеживается на всех уровнях законодательства.
Мы исходим из того, что частная собственность граждан России является основой и источником общественного богатства России и должна быть защищена всей мощью государственных институтов.
КОММЕНТАРИЙ. Принципиально важно упоминание не просто частной собственности «в вакууме» (на чём основан либеральный дискурс), а именно собственность граждан России, имеющая приоритет перед любой другой собственностью.
По нашему же мнению, частная собственность граждан РФ является составной частью их естественных гражданских прав и принадлежит им по праву рождения и защищена без ограничений Конституцией РФ.

Отношение к приватизации. Санация приватизированной собственности. Закон о советском наследии


Мы намерены защищать частную собственность граждан всеми силами государства. Но при этом мы исходим из того, что частная собственность священна ровно настолько, насколько она законна, то есть законно приобретена и законно используется.
В этом смысле «воровская» приватизация девяностых положила начало кругу беззакония, непрерывного передела собственности. Все знают, что эта собственость украдена, и никто, включая самих приватизаторов, не ощущает её своей. Неудивительно, что постоянный передел собственности, отъём активов, рейдерство и т.п. – будни российской хозяйственной жизни.
Второй миной, заложенной под институты собственности, является её непрозрачность. Огромная часть российской собственности принадлежит неустановленным лицам, нередко – иностранным гражданам. Крупными частными российскими компаниями владеют кипрские, швейцарские и английские холдинговые компании, реальные владельцы которых «спрятались» за трастами. Конечные собственники тех или иных активов не видны.
Поэтому мы настаиваем на комплексе мер по санации (оздоровлению) отношений собственности, которые должны покончить с этой противоестественной ситуацией.
Во-первых, все крупные приватизационные сделки, совершённые после 1991 года, будут расследованы. Следствие, скорее всего, установит юридическую ничтожность большинства совершённых сделок: залоговые аукционы были проведены абсолютно нелегитимно, а подавляющая часть активов, приватизированных в 90–е и 2000–е годы, прошла с нарушениями действующего законодательства.
Кроме того, все владельцы крупных (превышающей по цене 10 миллионов долларов США) активов, полученных в результате экспроприаций или приватизации, будут обязаны задекларировать данную собственность перед парламентом и представить свидетельства, подтверждающие, что именно они являются истинными собственниками (конечными бенефициарами) декларируемых активов. Вся обнаруженная незадекларированная советская собственность в вышеупомянутых объёмах (в том числе в виде портфельных инвестиций) будет объявлена бесхозной и передана в управление специально созданного для этой цели Фонда Национального Наследия (ФНН), находящемся под совместным контролем государства и общественности .
Однако мы не хотим новых потрясений. Поэтому недобросовестным приобретателям собственности будет предложено судебное соглашение. Суть его будет состоять в том, что собственность останется в их руках, но доля владения будет снижена с контрольной до миноритарной.
Это будет осуществлено через допэмиссию акций предприятий, которые должны быть либо аккумулированы в специально созданном для этой цели Фонде Национального Наследия (ФНН), либо выкуплены обратно бывшими контролирующими акционерами по справедливой стоимости, с перечислением средств в тот же Фонд. В дальнейшем эти акции и вырученные средства будут распределены среди населения России с целью компенсации ущерба, причинённого реформами девяностых и путинским правлением.
После этого собственность будет считаться санированной, а собственники получат гарантии.
Это не относится к владельцам мелкой и средней собственности, находящейся в личном распоряжении граждан (квартиры, дачи и т.п.), а также к собственникам активов, созданным после 1991 года.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Управление государственной собственностью


Мы считаем, что в существующей сейчас экономической и политической ситуации государство должно иметь контроль в стратегически важных отраслях народного хозяйства:
• Добыча нефти и газа;
• Оборонная промышленность;
• Атомная отрасль;
• Транспорт – прежде всего железнодорожный и трубопроводный, а также дорожная система;
• Энергетика.
Сюда же следует отнести сырьевые отрасли и «первый передел» сырья – поскольку существует критическая зависимость российской экономики от этих отраслей (в частности, они дают львиную долю валютной выручки), и это положение дел нельзя изменить сразу.
Однако практика показывает, что полный государственный контроль приводит к стагнации и неэффективному использованию ресурсов.
Поэтому под полным контролем государства (100% гос. участия или в форме казенных предприятий) должны находиться только ключевые предприятия в этих отраслях (например, газопроводы, заводы по производству обогащенного урана и т.п.) В остальных предприятиях доля государства не должна превышать 51% или 25%.; остальная часть акций должна быть размещена у инвесторов, но с механизмами, исключающими образование у них контрольных пакетов.
При этом необходим пересмотр политики акционерных компаний с большой долей госсобственности. В настоящее время сложилась ситуация, когда государство обладает значительной долей собственности, но практически вся прибыль достаётся частным инвесторам. Подобная практика должна быть прекращена, раздел прибыли должен быть прозрачным и регламентированным.

Восстановление российской юрисдикции над ключевыми отраслями экономики


В настоящее время целый ряд стратегически важных отраслей экономики России, в том числе перечисленные выше, прямо или косвенно контролируются иностранным капиталом.
Необходимо принятие пакета законов, требующих и обязывающих возращения российской юрисдикции над активами находящихся на территории страны в отраслях: оборонных, атомных, транспортных, энергетических, сырьевых и первого передела, через механизм лицензирования.
Это позволит, в частности, вернуть контроль над российскими недрами. В настоящее время у общества сложилось впечатление, что российские недра принадлежат т.н. «олигархам», что неверно: компании олигархов работают по лицензиям, выданным государством. Сами же олигархи, чаще всего, не являются конечными собственниками своих компаний.
Мы введём законодательную норму, согласно которой лицензии ( добыча, переработка) выдаются только резидентам и отечественным операторам.
КОММЕНТАРИЙ.
Для иностранцев. Во многих развивающихся странах в том числе и в Китае не возможно присутствие на национальной территории в чистом виде иностранной компании. Или национальный партнер (реальный пусть и миноритарный) или СП с государством.
С точки зрения чисто экономической (например, собираемости налогов) это не имеет смысла, так как выводятся дивиденды ( а это после налогов), в независимости от юрисдикции предприятие работает на территории России ( если не брать в расчет ужастики про «проданную Россию).
Главный смысл – эти предприятия (активы) - основа экономики России ( к сожалению) и они защищены западной юрисдикцией (видимо это основа «общественного договора» между олигархами и Путиным, после Ходора. Они не лезут в политику, государству ( кроме Путина только на уровне угроз) и народу не доступны активы.)
Поэтому возвращение этих активов или реальная угроза их возвращения через общественный дискурс, заставит олигархов добиваться адекватного защитного юридического статуса внутри нашей страны. (поэтому гэбня и не добивается их возращения)
Олигархи не могут себе позволить ( величина их активов и международная вовлеченность), что бы их сопровождало «басманное правосудие», они будут требовать нормального правосудия и на это будут направлены их ресурсы. Это не нужно гэбне, но нужно нам. Даже в случаи внезапного «отлета на Луну» путиноидов, не возможно (по закону) добровольно заставить олигархов перевести активы в Россию, но если будет существовать норма в законе, что лицензии (добыча, переработка) выдаются только резидентам и отечественным операторам.
Во многих развивающихся странах в том числе и в Китае невозможно присутствие на национальной территории в чистом виде иностранной компании. Или национальный партнер (реальный, пусть и миноритарный) или СП с государством.
Это приведёт к тому, что через 5-7 лет – национальная юрисдикция будет восстановлена по мере окончания предыдущих лицензий. Поэтому этот пункт очень важен.

Регламентация отношений прав государства и общества в сфере собственности


Необходимо принятие пакетов законов регламентирующих взаимоотношения государства, муниципалитетов и общества; государства, муниципалитетов и корпоративного сектора и граждан в реализации своих законных интересов по защите имущественных прав.
При этом будет четко регламентированы понятия государственных и муниципальных интересов, их описание и порядок реализации прав, механизмов компенсации, в том числе при наличии права владения и ограничения права пользования на возмездной основе в интересах общества. Например: при строительстве военных баз, дорог, школ, общественных зон и т.д.

МЕРЫ ПО ОБЩЕМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ


Пересмотр завышенных тарифов и монопольных цен


Хроническая болезнь российской экономики – завышение тарифов, начиная с тарифов на передачу электроэнергии и услуги ЖКХ и кончая страховыми тарифами ОСАГО. Это приводит к завышению цен на практически любую продукцию, услуги и т.п., приводит к стагнации экономики и снижает уровень жизни населения.
В качестве первоочередной меры мы объявим двухлетний мораторий на повышение тарифов естественных монополий. За это время будут сформированы экспертные комиссии с участием бизнесменов, экономистов и общественных организаций, которые выработают рекомендации по снижению тарифов. Это приведёт к оживлению экономической жизни.
Особое внимание мы будем уделять ценам на товары, от которых зависят все остальные цены: электроэнергию и автомобильное топливо. Недопустима ситуация, когда в «энергетической державе» литр бензина и киловатт-час стоят дороже, чем в некоторых европейских странах.

Повышение качества производимых в России товаров и услуг


Мы примем новые технологические регламенты, основанные на европейских стандартах: проектировании зданий и сооружений, строительных нормативов зданий дорог, энергосбережении, безопасности и т.п.
Мы разработаем и примем целевые инвестиционные программы, направленные на разработку и внедрение в производство новых видов продукции. При этом обязательным условием запуска подобной программы будет достаточная доля участия привлечённого частного капитала, отечественного или иностранного.
КОММЕНТАРИЙ. Это условие необходимо, чтобы избежать очередного «Сколкова». Стопроцентно государственное финансирование инвестиционной программы может обернуться банальным «распилом» средств, или оказаться просто неэффективным – деньги будут выброшены на неперспективные исследования, лоббируемые близким к государству институтами.
Важно также подчеркнуть, что ключевым условием успешных частных инвестиций является наличие законов и их безусловное выполнение всеми сторонами, и прежде всего самим государством, принимающим инвестиции. Это не имеет отношение к политической демократии как таковой: например, в Китае эти условия выполняются, хотя политической демократии там нет.

Политика поощрения экспорта


Критическая зависимость от импорта иностранной продукции – одна из проблем современной России. Мы продаём нефть, газ и лес, и покупаем всё остальное, прежде всего продукцию с высокой добавленной стоимостью.
С этой проблемой сталкивались многие страны и решали её двумя путями – либо попыткой сокращения импорта (повышением пошлин и т.п.) с последующими попытками импортозамещения, либо, наоборот, развитием экспортно-ориентированных отраслей экономики, с дальнейшей диверсификацией экспорта и расширением ассортимента предлагаемых на мировом рынке товаров и услуг.
Как показывает практика, первый путь прост, но в перспективе ведёт к изоляции и стагнации экономики. Второй путь более тяжёл, но ведёт к тому, что страна может занять более достойное место на мировом рынке.
СПРАВКА. Экономический изоляционизм и попытка ограничить импорт зарактерен для латиноамериканских режимов прошлого века, что стало одной из причин хронического отставания Латинской Америки от мировых экономических трендов. По второму пути шли «азиатские тигры».
При этом мы не намерены строить экспортно-ориентированную экономику и видим главную задачу в формировании ёмкого внутреннего рынка и его насыщении качественными товарами и услугами.
Мы намерены предложить ряд мер по стимуляции экспортно-ориентированного российского производства. Наша цель – скорейшее преодоление нефтегазовой зависимости.
Мы намерены снизить относительную долю валютной выручки, получаемой от экспорта нефти и газа, до 40%, с формированием условий для дальнейшего снижения.
Tags: Программа НДП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →