Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Традиционное общество как астрологическая машина (ч. 2)

(Продолжение. Начало см. здесь)

МЕТОД КОНТРОЛЯ НАД ДАТАМИ РОЖДЕНИЙ: ПОСТ

Итак, христиане, не принимая астрологической идеологии, неплохо разбирались в астрологической практике. Идея фатума, управляющего судьбами, была им чужда – а вот то, что судьбы (или, как минимум, характеры людей) каким-то образом зависят от даты рождения, казалась им вполне убедительной.

Это не могло не породить идею, которая была чужда античному миру, но близка миру христианскому. Я имею в виду попытку массового управления судьбами через предопределение дат рождений, причём не в частном, а в массовом порядке.

Дело в том, что христиане изобрели механизм, который позволял ИСКЛЮЧИТЬ НЕКОТОРЫЕ ПЕРИОДЫ РОЖДЕНИЙ. Или, по крайней мере, очень сильно снизить вероятность появления детей, рождённых в эти периоды.

Я имею в виду христианский пост (νηστεία).

Об истории христанского поста написано немало. Сами христиане считают пост аскетическим упражнением, ведущим к духовному просветлению. Однако обязательность постов, строгий надзор за их соблюдением и т.п. указывает, что речь идёт о социально-значимой практике.

Существует четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Самым древним, самым продолжительным и самым строгим является Великий Пост, который происходит весной. Длится он 49 дней и заканчивается Пасхой. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница» - поскольку самые строгие дни поста составляют именно 40 дней (из общего числа исключаются двунадесятые праздники и шесть дней Страстной). Тем не менее, на практике пост следует считать именно что сорокадевятидневным, потому что "послабления" незначительны и не касаются того, что, по нашему мнению, является главным в посте (и о чём мы скажем ниже).

Равным по значению считается относительно короткий Успенский пост (14 дней), тоже строгий. Петровский и Апостольский посты были введены позже, причём Петров первоначально предназначался для тех, кто не смог соблюсти пищевые ограничения Великого Поста. У него самая варьируемая продолжительность.

О деталях постничества мы сейчас говорить не будем. Нас интересует только одно: влияние института поста на даты рождения.

А влияние тут самое прямое, так как пост имеет главной (а скорее и единственной) целью АБСОЛЮТНОЕ ПОЛОВОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ. Именно этой цели подчинено всё в посте.

Понятно, что Церковь прямо и недвусмысленно запрещает супружеские отношения во время всех четырёх постов, и особенно – в Великий Пост.

СПРАВКА. Святые Отцы о главной цели поста:

О соблюдении супружеской неприкосновенности в Великий пост положительно указывает церковное правило в Большом Требнике: «Миряном от жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою своею во святый пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост обезчествова: бельцем бо от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост» (Номоканон, 40 гл.)

Святейший патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон так отвечает Святейшему патриарху Александрийскому Марку:
Вопрос 52: «Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Таин в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?»
Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».

Подробно этот вопрос освещён здесь.
  • СНОСКА. "Византийская система". Византийская система привязывает часы к восходу и закату дня, а день, соответственно, делился на четыре дневные и четыре ночные стражи. Кажэдая стража делилась на три «часа». Первый час начинался с рассветом, последний заканчивался с появлением первой звезды. Понятно, что продолжительность страж и часов была разной в зависимости от времени года. Но в среднем «девятый час» - это что-то около трёх часов пополудни. 

Что касается пищевых ограничений, они являются лишь вспомогательным средством к половому воздержанию, причём сразу в двух смыслах.

1. Постные ограничения способствуют «расслаблению чресел», то есть не тяжкому, но ощутимому истощению, убивающему половое желание.

ВСТАВКА. Пищевые ограничения при посте

Сейчас многие православные думают, что пост – это всего лишь воздержание от определённых видов пищи: мяса нельзя, но картошку можно лопать сколько влезет. А это совершенно не так.

На самом деле христианский пост – это ровно то же самое, что и пост мусульманский: имеется в виду воздержание от еды (полное неядение) до наступления вечернего времени, «до первой звезды», как ифтар в Рамадан, если пост строгий, или «до девятого часа» (по византийскому исчислению времени), если нестрогий. Фактически это означает, что человек не ест, а «подкрепляется» - один или два раза в день. Принципиально тут отсутствие завтрака, полдника и обеда – только паужин (второй ужин, скудный), или, в случае нестрогого поста, ужин и паужин.

И совершенно отдельная от того тема – воздержание от известных видов пищи (мяса, молока, яиц). Оно действует в течении всех постных дней. Всегда разрешены только хлеб, вода и сырые овощи, всё остальное – «разрешения», делаемые в определённые дни. 

Разумеется, такая диета может с полным правом именоваться "антиэротической" - каковой она и является.


ВСТАВКА 2. Святые отцы о цели поста: «расслабление чресел»

То, что цель поста – ослабление организма и особенно гениталий, со всей возможной в такой ситуации прямотой говорят святые отцы.

Вот, например, преп. Григорий Синаит цитирует Ефрема (Сирина):

Об этом свидетельствует и великий Ефрем, говоря: "Выполняй труд с болезненностью, чтобы избегнуть болезненности легкомысленных трудов. Если, по пророку, наши чресла не придут в расслабление от труда поста, если нас не охватят болезни, как рождающую младенца (см.: Ис. 21, 3), от напряженного утверждения сердца [в молитве], то мы не родим духа спасения на земле сердца».


Что такое «расслабление чресел», вполне понятно. Если нет, процитируем преп. Ионанна Лествичника:

«Пост есть насилие естества… Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений» (Лествица. 14:33).


2. Постные ограничения делают невозможным устройство свадьбы, поскольку её необходимой частью в те времена являлся свадебный пир. Это усиливает прямой церковный запрет на венчание в постные дни.

ВСТАВКА. Пост и брак.

Надо сказать, что противопоставление брака и поста является вполне отрефлексированным. Вот, например, характерное рассуждение с "христианского сервера":

Издревле брак противопоставлялся посту, как радость скорби. С браком обычно соединяется радость (Песнь Песней. 3;11), а с постом – плач. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених» (Мф. 9;15)? – вопрошает как об очевидном Спаситель. Пост наступает только тогда, когда заканчивается брак как празднование, которое совершается всегда весело (Тов. 11;18). Почему и запрещается «в четыредесятницу совершати браки», и не только браки, но и дни рождения праздновать и даже праздничные богослужения совершать.

Что всё это значит с астрологической точки зрения? Простую вещь. В определённые периоды времени, исчисляемые по солнечно-лунному календарю, не происходит зачатия детей. Соответственно, в определённые периоды времени дети не рождаются – точнее говоря, число рождённых в эти периоды крайне мало.

Интересно, что это касается прежде всего "масс", контроль над которыми в этом смысле был достаточно строгим. Нарушение поста переживалось как очень тяжёлый грех. Для тех, кто в это не верил, прямо говорилось, что дети, зачатые в пост (особенно в Великий!) будут "больными" или "плохими". Во всяком случае, русские крестьяне в это верили.

Конечно, не следует и преувеличивать возможности этого механизма. Всегда бывало какое-то количество детей, зачатых в пост. Тем не менее, статистически эта машина работала, обеспечивая преобладание одних зодиакальных знаков над другими.

Какова же была цель работы этой машины?

) продолжение следует (
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →