Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Упражнение в альтернативной истории России. "Жалованная грамота российскому гражданству"

ПРЕДИСЛОВИЕ КОММЕНТАТОРА. «Жалованая грамота на права, вольности и преимущества благородного российского гражданства» от 1785 года - один из самых знаменитых документов «Золотого Века русской свободы».

Является логическим завершением Манифеста Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому гражданству», с которого началась знаменитая русская «революция сверху», ознаменовавшей и завершившей первый этап становления русской нации.

О причинах принятия Манифеста существует обширнейшая литература. Смелое по тем временам решение даровать «всем гражданам Русским» было продиктовано, скорее всего, не столько эмансипаторскими устремлениями монарха, сколько его затяжного конфликта с русским дворянством. Как известно, Павел III поплатился за Манифест жизнью – в 1762 году он был убит заговорщиками из числа дворян. Если бы не энергия и решительность его вдовы Екатерины, бывшей не только верной супругой, но и соратницею, и достойной продолжательницею планов своего венценосного супруга, то, скорее всего, этот документ остался бы достоянием истории.

«Жалованая грамота» была принята в 1785 году – после подавления широпаевского бунта в Новгороде, успешной Южной компании и начала строительства г. Черноморска (на месте села Васюки).


Жалованая грамота на права, вольности и преимущества благородного российского гражданства

А. О личных преимуществах граждан

1. Гражданское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели пращуров наших, отличивших себя заслугами перед Отечеством и довольно потрудившихся ради его благополучия, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.
[ Это соответствует общепринятому сейчас пониманию нации как совокупности наследников прав. См. комментарий проф. права Евп. Холмогорова в его труде «Екатерина Великая и её время»:
«В понимании Екатерины основа гражданских прав – достижения предков, создавших Россию и отличившихся трудами. Гражданские права – награда за деяния предков. Здесь, правда, мистифицируется роль награждающего: во времена Екатерины было очевидно, что награждает правами суверен, и нация, таким образом, создаётся сувереном. Представление о самообосновывающемся суверенитете народа, столь ярко выраженное в трудах Павла Пестеля времён его первого кацлерства, во времена Екатерины было бы, наверное, воспринято как вопиющий абсурд: для человека той эпохи было самоочевидно, что иерархически высшее сообщает благо, в том числе и права, низшему, но никак не наоборот.» ]


2. Не токмо России и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благороднаго гражданства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне да и пребудет на веки благородное гражданское достоинство не отъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно:
3. Гражданин сообщает гражданское достоинство жене своей.
4. Гражданин сообщает детям своим благородное гражданское достоинство наследственно.
[ См. известный пассаж конституционного демократа П. Святенкова (выступление в Государственном Совете от 02.10.2001:
«Гражданские права наследуются, как и все прочие права - например, имущественные… Это и создаёт нацию: нация – это потомки тех, кто завоевал или выслужил гражданские права.» ]


5. Да не лишится гражданин или гражданка гражданскаго достоинства, буде сами себя не лишили онаго преступлением, основаниям гражданского достоинства противным.
6. Преступлении, основания гражданского достоинства разрушающия и противныя, суть следующия: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякаго рода. 5. Лживыя поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал или научал подобныя преступления учинить.
[ Принцип неотчуждаемости гражданского достоинства в то время понимался достаточно узко – лишение гражданства было не частой, но достаточно распространённой практикой. Сейчас за лишение гражданства в случае некоторых преступлений против государства выступает Партия Самозащиты (12 мест в Думе, лидер – Дм. Дёмушкин). ]

7. Но понеже гражданское достоинство не отъемлется, окроме преступления; брак же есть честен и законом божиим установлен, и для того благородная гражданка, вышедши замуж за негражданина, да не лишится своего состояния; но мужу и детям не сообщает она гражданства.
[ Достаточно прогрессивный для того времени принцип.
Впоследствии он был пересмотрен первым Председателем Республики Российской Николаем Романовым: дети от брака, в котором один из супругов был негражданином, считались гражданами. В 1840 году гражданство стало распространяться и на супруга, если брак продолжался не менее двадцати лет.
Сейчас, когда браки с целью получения гражданства стали распространённым явлением, многие утверждают, что возвращение к «екатерининским нормам» было бы благом. Такой позици, в частности, придерживается Партия Права и Справедливости (36 мест в Думе, лидер – Н.И. Пуришкевич III), его поддерживает в этом Партия Самозащиты. ]


8. Без суда да не лишится гражданин гражданскаго достоинства.
9. Без суда да не лишится гражданин чести.
10. Без суда да не лишится гражданин жизни.
11. Без суда да не лишится гражданин имения.
12. Да не судится гражданин, окроме своими равными.
[ Перечисленные выше принципы, до сих пор лежащие в основе российской правовой системы, неоднократно подвергались критике. Так, крайние социалисты считают, что возможно отчуждение имущества («имений») у его владельцев без суда, неким «решением компетентных специалистов, руководствующихся целесообразностью». См. об этом, в частности, сочинения Г. Зюганова «Социализм и собственность» и «Новое мышление для нового мира». ]

13. Дело гражданина, впадшаго в уголовное преступление и по законам достойнаго лишения гражданскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества.
[ О существенности этого принципа до сих пор идут споры. Известно, что утверждение дел на рассмотрение Уголовной комиссией Сената чрезмерно затягивалось, что приводило к неподобающим увеличениям сроков рассмотрения дел граждан. В то же время дела иностранцев рассматривались незамедлительно – что, в частности, послужило основанием для известного высказывания генерала Ермолова, ведущего многолетнюю тяжбу: «Государь, сделай меня немцем!» Впрочем, историки утверждают, что, поскольку дело Ермолова было не уголовным, а гражданским (речь шла о «соседском» споре с помещиком Семижопиным, который пытался отобрать у генерала небольшой участок земли, известный как Ведьмачьи Лужки), то высказывание это следует понимать метафорически, как намёк на желание ускорить дело.
Как известно, систематическое вмешательство Александра Павловича в судебное производство вызывало недовольство общества - что, в свою очередь, послужило одной из причин принятия Конституционного Акта от 14 (26) декабря 1825 года.]


14. Всякаго рода преступления (гражданина), коим десять лет прошло, и чрез таковое долгое время они не сделались гласны и по оным производства не было, все таковыя дела повелеваем отныне предать, есть ли где об них взыскатели, истцы или доносители явятся, вечному забвению.
[ Принцип истечения срока давности, по тем временам чрезмерно оптимистический. На практике судебные преследования по некоторым составом, особенно связанным с государственной изменой, велись и после истечения срока давности.
В настоящий момент в российском праве срок давности связывается с тяжестью преступления и варьируется от 2 до 15 лет. Существуют политические силы, настаивающие на возвращение к екатерининской норме в этом вопросе. Прежде всего, это Православно-Демократическая партия (4 места в Думе, лидер - иерод. Андрий (Кураев). Главными оппонентами по этому вопросу является Партия Самозащиты. ]


15. Телесное наказание да не коснется до гражданина.
[ На практике соблюдение этого принципа столкнулось с многочисленными препятствиями, особенно в эпоху после Конституционного Акта: постепенное расширение гражданских прав на всё новые категории населения постоянно вступало в противоречие с обычным правом, в том числе и в этом вопросе.
См., в частности, «Плеть: история русской литературы» Ф.К. Сологуба, глава «Права женщин и половой вопрос»:
«Огромный резонанс в обществе вызвало так называемое «дело унтер-офицерской вдовы». Женщина, имя которой скрывалось из этических соображений, подала в суд на мэрию, утверждая, что она по приказу мэра города и его помощников была подвергнута унизительному телесному наказанию (порке). Ревизия обнаружила, что порка была произведена по её личному желанию, в рамках БДСМ-сессии. Именно эта история получила своё отражение в лучшей трагедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В ней ярко подчёркнута моральная дилемма чиновника, любителя подобных игр (с говорящей фамилией Хлестаков), который разрывается между эротическими грёзами и долгом. На чьей стороне симпатии автора – более чем очевидно…» ]


16. С гражданами, служащими в нижних чинах наших войск, поступать во всех штрафах так, как по нашим военным правилам поступается с обер-офицерскими чинами.
[ Этот пункт, который был двусмысленно охарактеризован Вольтером как «величайшее проявление идеализма на том самом поприще, где ему обыкновенно остаётся меньше всего места», на практике столкнулся с многочисленными трудностями по мере его проведения в жизнь. Генералитет и офицерство оказывали ожесточённейшее сопротивление, отстаивая своё право «воспитывать солдат палкой». В частности, консервативную позицию по этому вопросу занял великий Суворов, которому приписывают слова «куда солдата не целуй – везде ж..а».

В дальнейшем победила «ермоловская школа», заменившая телесные наказания тяжёлыми и унизительными работами и поощряющая самосуд, провоцируемый офицерами – так называемый цук, он же дедовщина, ставший бичом русской армии и безуспешно искоренявшейся на протяжении всего XIX века. См. «Историю русской армии» генерала Максима Калашникова. ]


17. Подтверждаем на вечныя времена в потомственные роды российскому благородному гражданству вольность и свободу.
[ Знаменитый «Семнадцатый Пункт», по праву считающийся квинтэссенцией духа документа, впоследствии стал источником морально-философской казуистики, окрашивающей русскую полемику на протяжении XVIII-XIX веков.
Начало ей положил Пушкин в своём философском трактате «О вольности и свободе» (1849), в котором он резко противопоставил «волю» и «свободу» как начала «отрицательное» и «положительное». Эту тему развивал также литератор и мыслитель, автор популярных романов о древней Японии М. А. Бакунин, который противопоставлял западную «внешнюю волю» восточной «внутренней свободе». Апогея эта тема достигла в творчестве позднего Льва Толстого, который в своём сочинении «Воля к свободе» утверждает, что свобода – Божий дар, а вольность – лишь человеческое стремление к нему, и критикует Екатерину именно за «попытку дарования свободы, которую может даровать лишь Всевышний». На это С. Франк ответил известным эссе «О некоторых заблуждениях гр. Толстого», где подчеркнул, что «великая императрица лишь подтверждает вольность и свободу, присущие гражданству по его природе, а не дарует их».
См. также сочинение А. Дугина «Метафизика гражданственности». ]


18. Подтверждаем гражданам, находящимся в службе, дозволение службу продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам.
[ Сейчас это право кажется естественным и даже не заслуживающим упоминания, но в ту эпоху оно было весьма существенным. Право на оставление службы по собственному желанию и его пределы обсуждаются до сих пор – особенно в связи с темой военной службы. См. сочинение профессора Московского ун-та К. Шмидта «Всеобщая мобилизация». ]

19. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав и выезжать в чужие краи.
[ Это покончило с «закрытостью» России, о которой столько писали иностранцы. Увы, это породило и негативные реакции. См. сочинение маркиза де Кюстина «Русские в 1839 году в Париже», автора печально известного лозунга французских шовинистов «Понаехали тут!» ]

20. Но как благородное гражданское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российскаго гражданства зависимо есть от безопасности отечества и престола; и для того во всякое таковое российскому самодержавию нужное время, когда служба гражданства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной гражданин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самаго живота для службы государственной.
[ Снова подтверждается понимание нации как совокупности наследников прав, из чего выводится всеобщая воинская повинность. ]
21. Благородный гражданин имеет право по прозвании своем писаться как помещиком его поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин.
22. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать, или в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагоразсудит. Наследственным же имением да не разпоряжает инако, как законами предписано.
[ Из этого пункта обычно выводят принцип неприкосновенности земельной собственности; однако это отрицает Г. Зюганов в своём труде «Собственность и власть в екатерининскую эпоху». ]

23. Благороднаго наследственное имение в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да отдастся законному его наследнику или наследникам.
24. Понеже желание и хотение наше было, есть и впредь с помощию божиею непременно будет, чтоб империя всероссийская управляема была издаваемыми от самодержавной нашей власти узаконениями и постановлениями, для утверждения правосудия, правды и безопасности имения и имущества каждаго, находим справедливо снова запретить и строго подтвердить древния о том запрещения: да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благороднаго имение или оное разорять.
25. Правосудие и возмездие за преступление вверены в каждом наместничестве единственно судебным на то установленным местам; они выслушивают жалобы истца и оправдания ответчика и чинят решения по законам, которым всяк, какаго бы рода и поколения ни был, повиноватися обязан, и для того, буде благородной гражданин имеет законное требование или кто на благороднаго, то оное разобрать надлежит в установленных и на то власть имеющих судебных местах предписанным порядком, ибо несправедливо и с общим порядком несходственно бы было, когда бы всяк в собственном своем деле вздумал сделаться судьею.
[ Из этих пунктов обычно выводят принцип независимости судебной власти, однако существует достаточно свидетельств о том, что в ту эпоху о подлинно независимом суде говорить не приходилось – о чём см. выше. ]

26. Гражданам подтверждается право покупать деревни.
[ Об этом пункте идёт много споров. Западные «клеветники России» договариваются до поиска подобий печально известному западному «крепостному праву», то есть «обладанию землёй вместе с населением». Разумеется, об этом не может идти и речи, коль скоро речь идёт о всех гражданах российских. Имеется в виду возможность приобретения богатыми гражданами земли и строений достаточных размеров, чтобы они образовывали отдельные населённые пункты. ]

27. Гражданам подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится или рукоделием производится.
28. Гражданам дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.
29. Гражданам дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмонки, согласно с государственными узаконениями, с ведома генералов-губернаторов и губернских правлений и с наблюдением, чтоб сроки ярмонок в местечках их соображены были со сроками в других окрестных местах.
30. Гражданам подтверждается право иметь или строить, или покупать домы в городах и в оных иметь рукоделие.
31. Буде кто благородный гражданин желает пользоваться городовым правом, да повинуется оному.
32. Гражданам дозволяется оптом продавать или из указных гаваней за моря отпускать товар, какой у каго родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы.
[ Узаконение о свободе торговли и промышленности, для своего времени весьма прогрессивное. ]

33. Подтверждается гражданам право собственности, дарованное милостивым указом от 28 июня 1782 года, не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенныя минералы и произрастения и на все из того делаемыя металлы в полной силе и разуме, как в том указе изъяснено.
34. Подтверждается благородным гражданам право собственности в лесах, растущих в их дачах, и свободнаго их употребления в полной силе и разуме, как в милостивом указе 22 сентября 1782 года изображено.
35. По деревням дом гражданина имеет быть свободен от постоя.
[ На практике этот пункт часто нарушался. Генералитет и офицерство оказывали ожесточённейшее сопротивление, отстаивая своё право размещать солдат на постой в домах граждан за символическую плату и с «согласия владельца», часто даваемого под угрозой насилия над личностью. Как известно, Радищев в своём известном сочинении сравнивал постой с драгонадами.
В дальнейшем была принята более расплывчатая формулировка: «Ни один солдат не должен в мирное время размещаться на постой в каком-либо доме без согласия владельца, ежели тот является гражданином Российским; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установленном законом».
Как известно, этот пункт нашёл своё отражение в Конституции Северо-Американских Соединённых Штатов (так называемая Третья поправка). ]


36. Благородной гражданин самолично изъемлется от личных податей.
[ Подать — в старой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века. Подушную подать ввёл Пётр I. Речь шла о налоге, взымаемом с лица («души») за самый факт его существования: он не зависел от доходов лица, а также его положения и даже возраста – подушным налогом обкладывались и новорождённые, и старики.
Освобождение граждан от личных (подушных) податей означало уничтожение этого узаконения и переход к системе подоходных налогов, которая с соответствующими изменениями существует и по сей день. ]


Весьма интересная вторая часть - "О собрании граждан, установлении общества гражданскаго в губернии и о выгодах гражданскаго общества" будет опубликована во благовремении.

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →