Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Хирон, Анубис и фурри-арт

Это кусочек старого рассуждения - не то что незаконченного, но даже и не начатого, "без головы и хвоста", несерьёзного, но, по-моему, небезынтересного. Пусть лежит тут, а не в krylov_arhive, куда никто, кажется, не залгядывает. Ради такого случая привинчу сюда и картинки.

О ЗАГАДКЕ СФИНКСА

[…] Полуживотные существа "арийских" (при всей условности этого термина) народов отличаются одной характерной чертой – у них человеческое лицо и верхняя часть туловища, а животные части находятся ниже.

Таковы кентавры, букентавры и онокентавры, русалки и т.п. Самое известное зооморфное существо - сфинкс - это львица с головой человека.



Кентавры сражаются с тиграми, львами и леопардами. Фреска виллы Адриана в Тиволи. 118-138 гг. н.э.



Никосский сфинкс

Самое известное исключение из правил – Минотавр, который всегда изображался как человек с головой быка. Однако у него и происхождение исключительное: он не принадлежит к «древним народам», а является результатом противоестественной (и даже богохульной, если иметь в виду историю Европы и Зевса) страсти царицы Пасифаи. Минотавр - единственный в своём роде, не имевший предков и не оставивший потомства.

Впрочем, у античных авторов есть упоминания о кинокефалах - "псоглавцах" с человеческими телами. Но никакой внятной мифологии, связанной с ними, не было, популярностью эти образы не пользовались.

К "арийским" зооморфным образам следует отнести и христианских ангелов. И опять-таки: ангелы имеют человеческие лица, а вот тела у них, как минимум, крылатые. Иногда тело как таковое отсутствует вовсе, как у херувимов и серафимов:





Серафимы

И опять же, существуют исключения: изображения евангелистов с головами животных, мифы о псоглавцах (



Распятие с сиволами евангелистов



Евангелист Лука. Миниатюра, VIII в.

* * *

Совсем иная ситуация имела место в Египте. Египетские боги зооморфны, но у них как раз обычно присутствует голова животного, а тело человеческое. Иногда бог изображался как "целиком животное" (хотя и со знаками божественного достоинства) - но вот изображений зверей с человеческими лицами не было.



Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы Сеннеджема



Исключение - всё те же сфинксы, на сей раз египетские.



Что это значит? Что "арийские" зооморфы и зооморфы египетские "устроены" противоположным образом, и, видимо, несут в себе противоположные смыслы.

* * *

В связи с этим стоит отметить, что современные "мультяшные" персонажи и особенно фурри-арт - это "типичный египет". Стандарный фурь - это существо с головой животного и человеческим телом. Исключение - хвост и концы задних ног/лап, которые рисуются зооморфными (в большинстве случаев).



Фурри-арт. Сравните с изображением Анубиса выше.

Интересно, что фурри-арт возник в США (и испытал на себя сильнейшее воздействие диснеевской мультипликации). США, в свою очередь - страна, наследующая не только античной, но и древнеегипетской цивилизации, своего рода "новый Египет", особенно в символическом плане - что нетрудно заметить. Так, в США есть целых девять Мемфисов, наиболее известный из которых является центром "египетского понятно чего". Или, скажем, изваяния на плотине Гувера, исполненные в узнаваемой манере… Впрочем, сейчас мы не об этом.

* * *

Одновременно с указанными двумя классами существ мы встречаемся вот где:

10-й Аркан - Колесо Судьбы

Картина, изображенная на десятом. Старшем Аркане, носит, как и в остальных случаях, символический характер. Здесь, разумеется, прежде всего бросается в глаза колесо, расположенное в самом центре композиции.

Колесо вращается, поднимая вверх фигуру Кинокефала (существа с собачьей головой, соответствующего в египетской мифологии богу Тоту - покровителю мудрости, знаний и оккультных наук). С другой стороны колеса, вслед за его движением, опускается вниз Тифон (божество зла и разрушения).




Здесь важно, что Тифон - это именно существо со змеиным телом и человееской головой, а Кинокефал - с человеческим телом и собачьей головой. При этом Тифон падает вниз, а Кинокефал поднимается вверх.



Над колесом находится всё тот же сфинкс - "выделенное" существо, объединяющее обе великие культуры и находящееся над противоположностью человеколиких и звероликих зооморфов.

При этом сфинкс, формально всё-таки относится к "опускающимся" существам. От падения в пропасть - то есть перехода на нижний путь к прочим "тифоническим" существам - его удерживает то, что он отправляет вниз других, поднимающихся, не разгадавших его загадки. Которую, что характерно, Сфинкс придумала не сама, а узнала то ли от Дельфийского оракула, то ли ещё от кого-то. Страж, таким образом, самозваный - что не делает его менее грозным. […]

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments