У бедных и замученных ЛИЦА СТЁРТЫ. Это выражение - "стёртое лицо" - очень точно определяет суть дела. Причём настоящая бедность и замученность стирает лицо буквально до костей. То есть до национальной и даже расовой специфики. Какого цвета кожа бомжа? Бомж, как раньше говорили, живёт «в чёрном теле». Это буквально так – кожа у него коричневая с синюшным оттенком. А была она белоснежной или смуглявой – это теперь и не разберёшь. Как и прочие расовые приметы: два заросших чёрта с провисающей кожей лица становятся настолько схожими, что и уже не разберёшь, кто был европейцем, а кто азиатом. Разве что цвет глаз да форма носа ещё о чём-то напоминают. Но тут надо присматриваться, а к цвету глаз бомжа присматриваются разве что паталогоанатомы.
То же самое можно сказать и о его национальной принадлежности. Какая у бомжа национальность? Какая-то была. А теперь он бомж. «Фсё».
Это, конечно, случай крайний. Но вот, скажем, просто бедные люди, живущие трудной жизнью, которых очень часто принимают за «соль земли» и «типичных представителей своего народа». Не касаясь темы соли, заметим, что на самом деле настоящий «народный тип» в этих людях разве что прорисовывается. Поди отличи немецкого батрака от итальянского, пока он рот не откроет. Да кстати если и откроет – потому что батрак легко может знать пять языков, от каждого по сто слов, которые нужны для бытовых нужд, и притом все эти слова на всех языках он будет произносить коряво и с каким-нибудь жутким акцентом, который он вынес их родной деревни.
Малевич, "Крестьяне". Это у товарища получилась художественная правда.
Столь же шаблонны и другие «народные типы».
Типичная русская крестьянка. А могла бы быть и немецкая.
А вообще-то - испанская, это Веласкес.
Более-менее «национальную физиономию» начинает обретать только обжившийся и устоявшийся человек, сначала горожанин, а уж потом, с его плеча, достаточный поселянин. Когда возникает манера, повадка, потом уже и культура, всё это отпечатывается на внешности (начиная от национальной одежды и кончая выражением лица) и так далее.
То есть "русская женщина позапрошлого века" - это не

А, например, -
ДОВЕСОК. Да, не стоит также обольщаться одухотворёнными и "глубоко национальными" лицами пейзан и пейзанок на некоторых картинах. Потому что тут встаёт вопрос о том, кто послужил моделью.
"Портрет М.А.Венециановой в русском костюме"
)(
Я бы Прокудиным-Горским иллюстрировал
Edited at 2012-12-08 10:36 am (UTC)
Все равно непонятно - где ж искать?..
А вообще-то - испанская, это Веласкес.
Вот и вышел, увы, просто пост о вещах, которых автор в упор не видит.
Довольно распространённый русский тип (Зинаида Серебрякова не может ошибаться). На певицу Пелагею похожа :)
А вот брюнетка пониже -- Божена Рынска
Я гарантирую это!
Основной метод исследования: рассматривание картинок.
Источник: картины
Метод отбора материала: произвольный.
При этом как-то очень гибко был выполнен финт ушами и по отношению к крестьянам стала применяться та же логика, что и по отношению к бомжам. То есть бомжи = крестьяне(=народ=быдло). На каком основании? Нет основания. Авторский произвол решае.
Причём тут ельцинско-путинский вор-олигарх?
"Извините, - учтиво сказал он чуть ли не с оксфордским акцентом, - вы не знаете, школа открыта?""
Отсюда : http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/11/121104_blog_kozlovsky_after_sandy.shtml