Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Кое-что об образах

По некоей сложной ассоциацией с Боливией и присущим ей Чавесом.

* * *

Есть такая русская – очень русская, если подумать – сказка про вершки и корешки. Где умный крестьянин обманывает глупого мишку, который сначала впрягся в оглобли за корешки от пшеницы, а потом ходил в хомуте за вершки от репы.

Не знаю, как было, когда сказку сочиняли, а сейчас несчастный мишка – это уж точно русский народ, на которых уже сто лет пашут, и всё время предлагают то вершки, то корешки, вот только всегда как-то так получается, что и вершки, и корешки оказываются ни на что не годными. «От работы проку нету».

При этом те, кто пашут – очень умные. В частности, они понимают, что и ботву от репы можно употребить на что-нибудь полезное. Скажем, скотине скормить, всё будет какая-то выгода. По разным причинам это не входит в планы умников. И они не только репы не дают, но и в ботву заботливо добавляют бересклета с болиголовом. Если вовремя не успели – потом подложат.

Это в общем. А в частности – одно не очень серьёзное рассуждение. Ну то есть шутейное. Вы его на полную-то не воспринимайте.

Вот был в русской истории такой Ленин, Владимир Ильич. Что за персонаж – известно, рассказывать не буду. Тем более, я не про него. А про его, извиняюсь за выражение, образ.

Под «образом» я здесь имею в виду самый что ни на есть визуальный образ, картинку. То есть – изображение Ленина. Которое по понятным причинам в СССР было весьма востребовано.

Надо сказать, что внешность у Ленина была довольно заурядная. Не красавец, не урод. На фотках видно, что глаза разные и оба нехорошие, но это надо именно что фотки смотреть.





Товарищ явно рисовал с какой-то такой фотки

А так – ничего особенного. С такой внешностью тяжело работать художнику, как панегиристу, так и карикатуристу. Не то чтобы совсем нет зацепок – но все какие-то недостаточные, из которых не складывалось ничего цельного. При таком раскладе очень легко пережать.


Раннесоветский плакат Моора. Тут Ленин едва ли не смешнее "царей толстопузых"



А тут - мерзостен и страшен, "кавказский бандит и поджигатель"

Между тем, изображение творца советского государства – изображение запоминающееся, броское и легко узнаваемое – было жизненно необходимо. «Медальный профиль» - вообще крайне востребованная вещь, а тут речь шла о «человеке номер один по советской версии».

Над образом Ленина работали не тысячи, а десятки тысяч художников, скульпторов и т.п. Ленин не давался.

Кроме того, осознанная или подсознательная ненависть к персонажу сильно мешала художникам (о чём, пожалуй, напишу как-нибудь отдельно).



Страхолюда какая!

Тем не менее, работа над образом шла.



Уже что-то, но всё-таки ещё не то, не то



Вариант "Ленин в шапке". Определённые проблемы решает, но не то, не то



Ленин в кепке. Опять же явное "не то"



Приветики, ребятушки!
Естественный и правильный путь - отход от реализма и превращение Ленина в символ - был нащупан далеко не сразу.


Идея правильная, "горячо"



Хорошо, но мешает нос. Нос Ильичу надо убрать, совсем

И наконец -
Внизу уродец,. Но Ленин нарисован гениально.

Это практически идеальный символ – доведённый до уровня ТРАФАРЕТА.

О том, что он символизирует, я уже когда-то писал - см. мой постинг "Ленин как визуальный объект"



ЭТО ЧЕРЕП, вполне узнаваемой формы и пропорций – но череп ЖИВОЙ. В рисунке совмещены узнаваемые приметы черепа и черты живого человека. Например, глазницы - это типичные проваленные глазницы черепа, но в них - живые глаза. Челюсть - мертвеца, но с живыми губами. Проблема с носом решена почти гениально: при желании полоску, его изображающую, можно понимать и как контур провала, и как часть обычного человеческого лица. Короче говоря, это мёртвый, но живой в самой своей смерти. И при этом не выглядящий уродливо или страшно. Он живее живых.



Пожалуй, вот это уже тянет на МЕЖДУНАРОДНЫЙ уровень дизайна. Такого Ленина можно рисовать на стенах, на майках, на чём угодно.

И чтосцукохарактерно - это же, можно сказать, готовый, естественный и законный бренд для любых левых. ДЛЯ ЛЮБЫХ ВООБЩЕ. Потому что тут всё хорошо совпало: прикиньте, даже имя (то есть кличка) Ленина для любого западного человека легко произносимо и воспринимаемо на слух. С точки зрения западных левых, Ленин никаких нехороших дел не совершал, так как Европу ракетами не пугал, евреев любил, убивал только русских... Вполне годно. Ленин - это айс. Особенно - хорошо нарисованный Ленин. Вот такой, как на картинке.

Однако вопрос. А ХОРОШО ЛИ, если левое движение - явление огромного масштаба - будет забрано под физиономию Владимира Ильича? Который всё-таки слишком уж ассоциируется с Россией?

Ну да, коммунизм был использован для уничтожения русских и их государства. "Факт". Ну так что ж, дело прошлое, проехали, русского государства больше нет, "сысысыры" корячатся и трудятся на кого надо. Однако нельзя же допустить, чтобы коммунизм и вообще "левизна" ассоциировался с русскими, хотя бы через это. Левая идея - слишком ценная вещь. Не МНОГО ЛИ ЧЕСТИ БУДЕТ?

Э нет. Пожалуй, Ленина не надо.

А что надо?

А вот тоже - ТРАФАРЕТ. Желательно - построенный на контрасте. Не лысый, а хайратый. С покрытой головой, но не в кепке, а наоборот. С широко открытыми глазами, это важно. Не старый, а молодой-яркий-красивый. И чтобы был символом левых, символом, с которым не поспоришь, так он убедителен. Но, разумеется, чтобы его не мог присвоить себе никто конкретно.

Короче говоря -
Tags: невсерьёз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →