Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Несоветская советская литература

К предыдущему.

Сказав о коренной, ядерной (точнее, ядрёной) советской культуре, нужно кое-что сказать и об «подсоветской культуре советского времени». Прежде всего о литературе, конечно.

«Чистая антисоветчина» на самом деле довольно тривиальна, поскольку отрицала, в общем-то, тривиальные вещи. При всём общественном значении и литературном качестве «Архипелага ГУЛАГ» или «Колымских рассказов» [1], что-то искать в них «сравнительно с классикой» не приходится. «Мучить людей плохо» - мысль абсолютно верная, но уж точно не новая. А сколь-нибудь глубокого проникновения в суть именно советской ситуации в диссидентской литературе не случилось, да и не могло.

С другой стороны, попытки создания «традиционной русской литературы на советском материале» (условно – «Булгаков»), при всей их удобочитаемости и общей приятности, тоже, в общем-то, - - -. Да, «Мастер и Маргарита» - книжка гениальная (а то, что сейчас её принято всячески презирать и этим снобировать – так это всё глупости). Однако всё-таки «новым словом» её никак не назовёшь. Это замечательно написанные старые слова, написанные к тому же в неправдоподобно жуткой ситуации – что-то вроде сказки на ночь, которую читает ребёнку умирающая мать… Но ежели спросить, что это такое, получится - «это Леонид Андреев в хорошем качестве».

Так что, пожалуй, самое любопытное, что было в советской литературе и культуре вообще (именно в советской, а не «подсоветской», не у «Булгакова-Пастернака», а в ядрёной «красной» советской культуре) – это «троцкистская линия».

Бабель или Пильняк были троцкистами в самом прямом смысле слова. Но, скажем, Аркадий Стругацкий – тоже, в общем-то, оттуда родом: «коммунистический антисоветчик-антисталинист», с идеей «экспорта революции в Космос», конечно, был бы в двадцатые-тридцатые годы однозначно опознан именно как троцкист. Доходящий в своём творчестве до вещей совсем уж неприличных в своей откровенности – вплоть до немецкой темы в «каммереровском цикле».

Если же учесть, что троцкисты (то есть, разумеется, троцкистами) в конце концов победили...


[1] Которые, впрочем, очень хороши как учебный материал для начинающего писателя – «вот как надо писать рассказы».

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →