У психологов есть работы, показывающие, как к нам надо относиться. Вот пример. Психологи пришли в школу и сказали всем, что провели тест на IQ. И ознакомили учителей с результатами теста, а ученикам-то ничего не сказали. Причем учителям они тоже наврали - строго случайно выбрали некоторую долю учеников, про которых сказали учителям, что у тех потрясающие способности и что тот тест показал прямо ого-го.
А потом психологи, как всегда, сели в засаду и стали следить, чо будет. Научный метод. Выяснилось, что очень скоро учителя стали в отчетах и разговорах сообщать, что в самом деле ученики, про которых тест показал ого-го, очень даже и может быть прямо и ну и дела. Через полгода у этих учеников оценки выросли, самооценка тоже как-то приподнялась. И тогда психологи взяли результаты всяких там контрольных от этих учеников и дали другой команде учителей на проверку - эти-то уже порченые информацией, им уже лапши навешали… Оказалось, что в самом деле выбранные ученики, про которых врали, что они умные, стали решать задачи значительно лучше. Гораздо более того. Психологи вышли из засады и опять провели свои тесты IQ. И оказалось, что у тех учеников, про которых ранее было врато, результаты выросли неимоверно. Результаты этого теста в норме колеблются, говоря попросту, если через какое-то время замерять интеллект, он у половины процентов на 10 упадет, а у половины на те же десять возрастет - естественные колебания, чай, даже вес у нас колеблется, что уж о тонких материях. Так вот, у обовранных учеников результаты теста почти у всех выросли процентов на 20-25. Не в том даже дело, что 20 больше десяти, а что у очень высокой доли выросли результаты.
То есть они в самом деле стали умнее после того, как о них сказали, что они умнее.
Так вот - наоборот это тоже работает, только в десять раз сильнее.
)(