Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

О скелетах в шкафу - 3

Ну что ж, опросы (1, 2) о дедушке-маньяке завершились.

Теперь о том, что же я хотел узнать на самом деле.

Некоторые почему-то подумали, что я имел в виду товарищей советистов с дедами-комиссарами. Хотя вообще-то товарищи с дедами-комиссарами как раз обычно предков не то что не стыдятся – а выставляют их напоказ при каждом удобном и неудобном случае, даже когда их никто не спрашивает. Сколько я всего этого читал – «мой дед белую сволочь баржами топил» [1]. В самом лучшем случае отговариваются «государствненой необходимостью» и «временем», которое «было ТАКОЕ». А те, которые так себя не ведут, обычно советистами не являются. Так что – зря волновались, граждане, мимо. То есть не совсем мимо, но советская тема в данном случае идёт в общем пакете.
Я хотел поговорить про отношение к «нехорошему прошлому» как таковому, в принципе.

Нам довольно часто говорят, что необходимо гордиться всей своей историей без изъятия и принимать её целиком, непременно оправдывая даже самые неприятные и позорные её страницы. Дескать, надо понять, принять и полюбить татаро-монгольское иго, опричнину, аракчеевщину, ну и, конечно же, семьдесят лет советской и тридцать постсоветской власти. Потому что Это Же Наша История, и к тому же Яркие Её Страницы, которые Нельзя Вымарывать. Ну вот просто-таки жить мы не сможем без этих страниц.

Оборотной стороной того же подхода является известная идея Платить и Каяться До Смерти. Ну конечно же, если мы неправильно крестились, терпели опричнину и крепостное право, не смогли сопротивляться большевикам, предали Юденича, затравили подъезды и зассали Пастернака (или наоборот), не говоря уже про преступную войну с кабардой и повешение сына Григория Отрепьева [2], то после всего этого мы не имеем права жить. А должны раздать последние пожитки и животишки всем желающим и сдохнуть, предварительно претерпев дикие унижения и мучения, «чтоб искупить смиренно и глубоко иудин грех до страшного суда», как учил русских Макс Волошин (недурной поэт и скверный человек).

К сожалению, прямое обсуждение этой темы невозможно – люди тут же начинают бессмысленные споры о том, были ли те или иные исторические эпизоды действительно ужасными и позорными, и так ли уж мы плохо выглядим на фоне всяких иных прочих, кокторые и не такое творили. Тут же приходят другие люди, которые начинают тыкать носом в те или иные ужасы-позоры, настаивая на их сверхъестественной ужасности и позорности, и разговор сносит в такую степь, из которой нет возврата.

Связано это с жутким страхом наших людей перед любыми, даже самыми абсурдными обвинениями – потому что они выучили, что всегда окажутся виноватыми и кому-то должными. И, с другой стороны, с привычкой определённых товарищей этим страхом пользоваться.

Поэтому-то я и воспользовался ближайшей аналогией. Дедушка-маньяк тоже ведь «семейная история». И, согласитесь, яркая её страница, куда уж ярче-то. Ну и тот факт, что речь идёт именно о злодеяниях, несомненен, спорить тут не приходится.

И что же мы увидели? Вполне рациональное отношение к вопросу. Ровно половина опрошенных отказались как оправдывать деда-маньяка, так и каяться за него, выбрав позицию «в моей семейной истории достаточно замечательных людей, ну а этим конкретным дедушкой мы гордиться не будем». А вот крайние позиции – «пойду убью себя водкой в монастыре» и «правильно дедушка шлюх резал, да и прикольно» - оказались маргинальными. Маргинальными оказались и другие две крайние позиции – «мои предки всегда и во всём правы, что бы они ни делали» и «да плевать мне на моих предков». Всё как и должно быть, ага.

Очень интересны ещё два ответа, которые набрали солидные проценты голосов. А именно, 63 человека выразили готовность «провериться у психолога» (на предмет нехорошей наследственности), а 30 – защищать своих детей от той опасности, которую представлял покойный предок. Заметим, обе позиции не имеют ничего общего с «покаянием» или «оправданием». Скорее, это нечто противоположное «покаянию» и «оправданию». Многие писали в комментариях, что хотели бы занять позиции 4-4-6 вместе: «этим дедом гордиться не будем – проверимся у психолога – дочки будут гулять с баллончиком и не дотемна».

Второй опрос был не менее интересным. Несмотря на то, что покаянства никто не выбрал, большинство проголосовало либо за то, чтобы «всё скрыть, следы уничтожить», либо сделать опасную информацию частью семейной истории, то есть рассказать неприятную информацию только детям. Это вполне разумная позиция – в нашей реальности, где все отчаянно бояться оказаться хоть в чём-нибудь виноватыми. Связано это, как мне представляется, не только со «стыдом перед людьми», но и с ужасом перед карательной машиной «гусударства», которое у нас щемит людишек по любому поводу, в том числе и за неправильных предков. Это помнит каждый, кто заполнял анкету, где были, например, вопросики о том, находились ли родственники на оккупированных территориях. А тут – «маньяк», вот возьмут и примут закон, что потомки маньяков не имеют права преподавать в школах, служить чиновникам или ещё что-нибудь. И себе жизнь испортим, и детям. Нееет, лучше промолчать, это правильная стратегия. В свободном мире для людей важнее общественное мнение и собственная совесть – которая у белых людей отличо сочетается с прагматизмом, а не противоречит ему. Думаю, если бы такой опрос был бы проведён в Америке, там было бы больше ответов типа «напишу книжку, гонорар пожертвую на благотворительность» [3].

По итогам. Вы, товарищи, на вопросы отвечали сами, это не я кого-то поучал. Так вот, спроецируйте ровно тот же подход на политику и историю. Это несложно. И когда от вас будут требовать, чтобы вы любили и гордились ВСЕЙ историей России, - или, наоборот, требовать, чтобы из-за какого-то эпизода вы прокляли ВСЮ историю России и себя самих… пожалуйста, явите столько же здравого смысла, сколько вы явили относительно гипотетического дедушки.

[1] Причём я думаю, это были по большей части выдумки – товарищи любят «потроллить антисоветчиков», а память предков и их доброе имя для них значит мало.
[2] Помню одного комментатора, который на полном серьёзе утверждал, что после такого злодеяния все русские навеки прокляты и должны мучительно избывать сей нечеловеческий грех. На вопрос, почему все остальные европейские народы, славная история которых просто устлана детскими трупиками, такового претерпевать не должны, товарищ мне сообщил, что нельзя сравнивать чудовищные русские злодеяния и европейские извинительные обстоятельства, связанные с государственной необходимостью.
[3] Не стоит забывать и того, что в свободном мире сочинительством иногда можно заработать приличные деньги, даже малоизвестному автору, выложившему своё сочинение на киндл – чего в Эрефии нет и быть не может. «Это тоже влияет», да.


)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →