Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

О героях

Оригинал взят у tiomkin в Магомед Толбоев || Ангола
      C подачи twower возник любопытный вопрос — об участии в боевых действиях на территории Анголы Магомеда Толбоева.

      Подробно это расписано тут и тут

      Вкратце.
      Магомед Омарович Толбоев — лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации, бывший председатель Совета безопасности Республики Дагестан, депутат Государственной думы первого созыва.
      В нескольких интервью он утверждал, что служил — и не только служил, но и воевал в Анголе.
      Для справки. Советские специалисты — военные и гражданские — в 1970 — 1980-х годах оказывали интернациональную помощь Анголе. Многие из них принимали непосредственное участие в боевых действиях на территории республики. Это не секрет — просто о войне в Анголе (и об участии в ней советских граждан) известно (в силу разных причин) меньше, чем о войне в Афганистане.
      Так вот. Есть такая организация — Союз Ветеранов Анголы.
      Если уж кто и знает о том, кто именно был / не был в Анголе и в какое время — то это только они. Списавшись с ними, получил следующую информацию.

      Пресс-атташе СВА Сергей Коломнин:

       «Сначала факты: в официальных списках 10 ГУ ГШ ВС СССР, куда внесены ВСЕ военнослужащие — советники и специалисты, командированные в Анголу в 1975 — 1992 гг. и работавшие на ангольскую армию, Могомеда Толбоева нет. Толбоев не является членом Союза ветеранов Анголы и не награжден медалью "За выполнение интернационального долга в Анголе", которую мы вручаем всем доказанным участникам оказания интернациональной помощи Анголе.
      По его выступлениям (летал, бомбил за ангольских летчиков) — это выдумки.
      Почему? Во-первых, (если он там, как пишут, был в 1977-1980 гг., а позже не мог так как был уволен в запас в 1980 г.) потому, что в этот период у ангольцев не было ни истребительной, ни бомбардировочной авиации, за исключением одной эскадрильи МиГ-17. Они появились в 1976 г. (январь). Но до 1980 г. на этих самолетах летали кубинцы — до прибытия первых ангольских летчиков, подготовленных в Союзе во Фрунзе. Командовал этой эскадрильей ангольский лейтенант Анга (ныне генерал-полковник, командующий ВВС, я его хорошо знаю, он член нашего Союза), у него был наш советник — подполковник Фалеев и еще один инструктор (но не Толбоев это точно, есть фото). После 80-го они летали с ангольцами на спарках МИГ19 УТИ, обучали их. Но все это происходило исключительно в районе спокойной Луанды (берем 1980-1983 гг.) Никого не бомбили, это точно. Бомбардировщики (СУ-17 и Су22М4 — фронтовые бомбардировщики) у ангольцев появились лишь в середине 80-х.
      У кубинской армии в Анголе были МиГ-21 (Бис и ПМФ), они с них бомбили, но на этих самолетах советские летчики, за исключением советника командующего ВВС Анголы полковника Шруба Виктора Семеновича, не летали. Шруб же летал исключительно для поддержания летной практики, с личного разрешения ГВС, опять только в Луанде. Один раз, правда, летал в Лубанго, чтобы отвезти туда лекарства нашему умирающему советнику, тем спас его. Я работал в 1977-1978 и 1980-1983 гг. в ВВС Анголы и ситуацию прекрасно знаю.
      Во-вторых: среди наших летчиков истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации (это Миг-21, Миг-23МЛ, СУ-17, Су22М4 и СУ-25 "Грач") направляемых в Анголу, были только советники и летчики-инструкторы. Всем им было категорически запрещено вылетать на боевые задания самостоятельно. Я знаю, что среди наших летчиков— инструкторов кубинского полка Миг-21МЛ в середине 80-х в Лубанго были ребята, которые это делали, но это были единичные случаи. Фамилии этих людей нам хорошо известны и Толбоева среди них нет.
      В третьих, его слова: "По суше на помощь нашему противнику шли британские танковые соединения, наша задача заключалась в их уничтожении и недопущении. Я и сидел за штурвалом одного из бомбардировщиков. Но британцев с воздуха поддерживали американские истребители, и вот с одним из них я и познакомился в эфире." показывают, что Толбоев мало знаком с ангольскими реалиями того времени. Или вообще их не знает. Слышал звон. Ни американцы, ни тем более британцы в Анголе в 1975-1992 гг. не воевали (за исключением нескольких десятков британских и американских наемников пехотных подразделений, но этот небольшой эпизод относится к 1975-1976 гг). Часть из них погибли, многие захвачены в плен и осуждены ангольским судом.
      Все эти слова, как мне кажется, — из разряда фантазий "Ангольских Рэмбо", адресую желающих к моим статьям об "Ангольских Рэмбо" Там можно найти аналогии.
      Возможно, слова Толбоева относительно ангольской войны смог бы прокомментировать и его соотечественник, член Союза ветеранов Анголы, советский летчик ангольского военно-транспортного самолета АН-26 Камиль Абдурахманович Моллаев, сбитый в Анголе в ноябре 1980 года под г. Менонге и проведший в тяжелейшем плену у ангольской антиправительственной организации УНИТА два года. Он сегодня проживает в Махачкале и за героизм и мужество, проявленные в Анголе, награжден орденом Дружбы, а также медалью "За оказание интернациональной помощи Анголе. Кстати, один из немногих гражданских, которого наши власти официально признали участником боевых действий в Анголе. Я участвовал в операции по спасению его экипажа в 1980 году. Материал о нем (с хорошими и редкими фото) "История сбитого летчика" есть на нашем сайте

      Председатель Совета СВА Вадим Сагачко

       «О Толбоеве. То ли бред журналистов, то ли он давал интервью по пьянке. В биографии на его двух собственных сайтах нет ничего ни об участии в б/д, ни о "Красной Звезде" и "Красном Знамени" (да и на его груди их нет).
      Ну не сходятся временные концы у этой истории:
      1969-1973 — курсант Ейского авиационного училища;
      1973 -1977 — летчик истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС Одесского военного округа (лейтенант, старший лейтенант);
      1977 — февраль 1980 — летчик, затем начальник парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка (ИАП) в Группе советских войск в Германии (в 1977 обнаружена деформация позвонков) (старший лейтенант, капитан)
      В 1979 году окончил Высшую партийную школу в Группе советских войск в Германии. (а учеба там длится 2-3 года, занятия с 1 октября по июнь).
      Т.е. с 1 октября 1977 года по июнь 1979 года он исправно посещал Университет марксизма-ленинизма при Доме офицеров в одном из гарнизонов ГСВГ (партийно-политические органы политуправления СА не дали бы прогуливать занятия даже под предлогом Анголы).
      А в феврале он уже уволился.
      Так, когда же у него было время воевать в Анголе?
      Тем более я не знаю случаев, чтобы советники и специалисты направлялись в Анголу из групп войск за границей, только из внутренних округов.
      Да и на 1980 год в ВВС Анголы бомбардировщиков не было, только 11 — МиГ21МФ, 7— МиГ17Ф и 3 МиГ-15УТИ
      А в Алжире война была в начале 60-х
      А на Суэцком Канале последний раз в 1973 г.
      Так что и здесь — «фэнтэзи».»

* * *

      Вот так. Повторюсь — в плане информации об участии наших специалистов в ангольском конфликте, более авторитетной организации, чем СВА попросту нет. Так что, полагаю, вопрос о том, воевал ли Толбоев в Анголе можно считать закрытым.
      Вообще поведение Толбоева вполне себе объяснимо — с точки зрения психологии. Называется это "синдром ложной памяти". Я неоднократно встречал разных людей, уверявших, что они воевали в Афганистане / Чечне / той же Анголе / Латинской Америке (!) / выполнявших разные секретные задания на благо Родины и т.д. и т.п. Позже, в ходе проверки (случайной или намеренной) выяснялось, что это, мягко говоря, не соответствует действительности. Причем люди разве что себя пяткой в грудь не били, а уж насколько убедительно они рассказывали…
      В этом опять же ничего особо плохого нет — при условии, что рассказываемая история изначально подается как байка. Я вон тоже на даче у друга, скажем, летним вечером у костра с шашлыком да под ливанский арак такое могу понарассказывать, что и divovОлег Дивов, пожалуй что, одобрительно хмыкнет. Но то у костра и под хорошую закуску. В общем, «там, хватив в таверне сидру, речь ведет болтливый дед, что сразить морскую гидру может чёрный арбалет…» Но вот так вот повторять, и не один раз — это в наши-то дни, когда легко проверить ну буквально всё, даже целовался ли ты с кем-то в детском саду (прим. — не помню), а уж участие в боевых действиях…
      Почему Магомед Толбоев ТАК себя ведет, рассказывая о своей войне в Анголе (он и без того заслуженный человек, Герой России, как-никак) — ну… это вопрос к людям с профессиональным медицинским образованием. Я не настолько компетентен в этом вопросе, судить не могу.


На самом деле даже и неважно, воевал ли Толбоев в Анголе, и вообще - воевал ли он где-нибудь. Даже если бы у него были три честные геройские звезды. У некоторых русорезов, показавших себя в восемнадцатом-двадцатом годах, были честные медали за Первую Мировую. Это отнюдь не мешало им зверствовать.

Печальнее то, что рассказы о воинских подвигах во славу СССРФ до сих пор действуют на русских дураков. Сидит на начальствовании очередной "человек с национальностью", русским в лицо "пилюёт", а также "ебёт и грабит". А когда кто-то из русских начинает этим возмущаться - вытаскивает медаль и сообщает, что он Суэцкий канал бомбил торпедами. Русский ахает, извиняется и кланяется - ну как же, герой, как можно противу героя-то переть.

А НЕ НАДО смотреть - герой, не герой, честные звёздочки или нечестные. Вообще не принимать это во внимание. Надо смотреть только на то, на кого человек работает, за что выступает и какие интересы преследует. Прежде всего - национальные, так как в современной "России" это главное и основное.

Тогда, кстати, и меньше трясти фальшивыми регалиями будут.

)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments