В Японии вплоть до середины двадцатого века был распространен интересный обычай «канзо-дзазё», что в англоязычной литературе часто переводится как «сахарный таракан». На самом деле оба слова не совсем точны. Во-первых, речь идёт не о тараканах-гокибури (хотя они сильно отличаются от наших: они чёрные и очень крупные, 3-4 сантиметра в длину, и при этом умеют летать), а об эндемичном насекомом, схожим с нашим рыжим «пруссаком», но не являющимся синантропным и не принадлещим к подотряду таракановых. Слово «дзазё» означает не сахар в чистом виде, а сироп, используемый для приготовления традиционных сладостей.
Обычай состоит в запекании в сиропе и поедании таракана-канзо. По поверью, это действие может изменить неблагоприятно складывающуюся судьбу.
Согласно легенде, обычай восходит ко временам вражды самурайских кланов Тайра и Минамото, и приписывается Минамото-но Ёритомо (1147—1199), третьему сыну главы клана Минамото-но Ёситомо. В период возвышения клана Тайра род Минамото подвергся почти полному истреблению. Воины Тайра ночью окружили дом Минамото-но Ёритомо, когда он был один и его никто не охранял. Тот предпочёл бессмысленному сопротивлению и позору плена сепукку, и стал готовиться к смерти. Однако в тот момент, когда самурай уже обнажил меч, на лезвие упал с потолка таракан-канзо. Это изменило намерение самурая: вместо того, чтобы убить себя, он выбежал наружу и вступил в бой. Ему удалось убить нескольких воинов, а остальные обратились в бегство, решив, что это ловушка и за спиной Минамото-но Ёритомо скрываются воины клана Минамото. Обратив врагов в бегство, самурай вернулся к себе и увидел, что таракан заполз в плошку со сладким соусом и потонул в ней. Самурай сказал: «Бесстрашие спасает, стремление к наслаждениям убивает», после чего вытащил канзо из сиропа, поджарил его на огне и съел, чтобы хорошо запомнить эту мысль. Биографы объясняют это так, что смертельная опасность не была для самурая запоминающимся событием, так как подобные ситуации случались с ним часто, а вот насекомых ему есть не приходилось. Впоследствии, руководствуясь своей максимой, Ёритомо победил Тайра и стал основателем Камакурского сёгуната.
В дальнейшем канзо-дзазё стало практиковаться людьми, желающими изменить свою судьбу. Считалось, что съедение запечённого в сиропе насекомого может помочь переломить неблагоприятный ход событий.
После окончания Второй Мировой войны многие древние обычаи отошли в прошлое, в том числе и канзо-дзазё. Возрождение традиции связано с новыми временами, и прежде всего – с электоральным успехом Демократической партии Японии, которая на выборах 2009 года заняла большинство мест в обеих палатах, после чего правившая Японией весь послевоенный период Либерально-Демократическая Партия была вынуждена перейти в оппозицию и уступить демократам право формировать кабинет. Лидер партии, Юкио Хатояма, в интервью «Асахи Симбун» признался, что в ночь перед выборами совершил канзо-дзазё, чтобы прервать пятидесятичетырёхлетнее правление ЛДПЯ. Это вызвало всплеск интереса к старинному поверью. Множество японцев захотело изменить судьбу.
Однако в наше время канзо, крайне чувствительные к экологической обстановке, стали редкостью. В 2003 году канзо были занесены в Красную Книгу как исчезающий вид. Это не мешает процветать подпольной торговле канзо. По некоторым данным, цена одного насекомого на чёрном рынке составляет около 27000 иен (чуть менее 200 евро).
Я думаю, канзо - это мозговой таракан.
)(