Оригинал взят у sm_sergeev в У истоков мифа о русской общине
Барон Август фон Гакстгаузен "несомненно был первым", кто привлек внимание к русской крестьянской общине "европейской мысли и, уже таким образом, через странный идейный "реэкспорт" - русской читающей публики и самого правительства".
"В недавней статье Трейси Деннисон и Андре Кейруса [Historial Journal. 2003. Vol. 46(3)] скрупулезно анализируется насколько нарисованная Гакстгаузеном картина соответствовала действительности. Авторы выделяют семь ключевых черт общины в изображении немецкого путешественника и, сопоставляя их с реальными общинами в Ярославской губ. (как они предстают по документам вотчинных архивов), приходят к выводу, что идеал не имел ничего общего с действительностью".
"Характерно, однако, что при всем своем восхищении русской общиной, Гакстгаузен ни минуты не сомневался в превосходстве над ней хозяйства немецких меннонитских колоний и выражал надежду, что их опыт будет востребован русскими. Соответственно, он признавал, что общинное пользование препятствует развитию агрикультуры, но несмотря на это видел в нем неоспоримые выгоды" - прежде всего, гарантию от пауперизации или "пролетаризации".
Христофоров И.А. Судбьба реформы... С. 88, 91, 92.
С обратным реэкспортом там ещё лучше: книжка фон-барона была издана на счёт русского правительства и очень хорошо принята на Западе (понятно почему). Ну и дальше понеслось.
)(