Не имеет смысла быть "западниками" чтобы поработить себя Западу. Запад и сам отлично придет и вас поработит, если вы будете смотреть на него азиатскими глазами снизу вверх.
Имеет смысл быть западниками, чтобы не дать поработить себя Западу.
Это совершенно верно, но это не вся правда. На самом деле Западу безразлично, как на него смотрят азиатские глаза - снизу вверх или сверху вниз. Иногда "сверху вниз" даже удобнее - скажем, вонючая дикая страна, которая бесконечно презирает Запад за "бездуховность", тоже очень хороша. Важно только одно: чтобы глазки были азиатскими. То есть чтобы смотрели НЕ НА ТО. То есть на вещи, значимые для азиатов: богатство знати, военную силу, прочие вершки. И чтобы не смотрели на корешки.
И дальше у Холмогорова:
Для начала нам нужно признать, что наш народ и страна заслуживают лучшей жизни, имеют право на самосохранение и развитие, являются для нас абсолютной ценностью. Это и есть славянофильство.
Скажем сегодня нам надо осознать своё критическое отставание в сфере развития социальных и правовых институтов, технологий обеспечения качества жизни (прежде всего, кстати, не организационных, а идеологических - у нашей административной вертикали совершенно архаическое представление о сравнительной ценности демонстративного потребления, личного потребления и народного потребления, поэтому они тратят сперва на понты, потом на себя, а потом уже на граждан - и всегда находится достаточное количество "кургинистов", чтобы это обосновать). Нам надо осознать, что отставание в социальных технологиях и социальных науках уже дает и обратный эффект на промышленные и военные технологии, в которых мы так героически догоняли, а теперь вновь отброшены назад. Это и есть западничество.
Осознав отставание нам нужно сделать выбор в том смысле, чтобы признать это отставание не своей "вечной особенностью" и "украшением нашего образа жизни", а имено отставанием, негативным эффектом, требующим снятия. Это и есть европейский выбор.
Это опять же правда, и опять же не вся. Исторически данное нам славянофильство, к сожалению, сводилось не только к тому, что русские заслуживают лучшей доли, но и к тому, какой ценой мы готовы за неё платить. Конкретно - ценой политической свободы (к чему вела теория "безгосударственности русского народа" и т.п.).
Западничество, в свою очередь, сводилось не только к тому, что необходимо заимствовать на Западе нужные политические и экономические институты, но, опять же, и готовность заплатить за это определённой ценой. Конкретно - ценой демонстративного национального уничижения, включая долговременное (т.е. вечное) политическое и духовное подчинение Западу или отдельным западным странам.
При этом в обоих случаях цена была не просто чрезмерной, а полностью исключающей получение желаемого результата. Это примерно как менять пустой спичечный коробок на спичку: зажечь огня ты всё равно не сможешь.
Получается, что в реальности можно говорить разве что о "здоровых началах" славянофильства и западничества. Которые, лишённые того самого добавления о цене, перестают быть славянофильством и западничеством и становятся обычной стратегией модернизации, принятой всеми разумными и свободными нациями (в число которых теперь вошли корейцы и даже монголы).
Ну а так - да.
)(