Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Счастливая Аркадия

Вот читаю у милой, но красной Даши Митиной:

Оригинал взят у kolobok1973 в Венгерское, невесёлое


4 с лишним года назад, если кто помнит, я написала:

"20 лет позора - мадьярский взгляд
Позавчерашний день выдался у меня венгерским - целый день звучал мой любимый венгерский язык…

В культурном центре Венгерского посольства прошел круглый стол «1989 год - что стало с Восточной Европой?», приуроченный к 20-летию смены восточноевропейских режимов, в рамках которого презентовали юбилейный выпуск журнала «Eszmelet» («Раздумья»). Для меня, привыкшей к революционным мероприятиям в латиноамериканских посольствах, было приятным сюрпризом, что в представительстве одной из самых гнилых стран постсоциалистического пространства просто-таки окопалась антилиберальная фронда - директор Венгерского культурного центра Иштван Надь, старичок-лесовичок в кустистой бороде, щедро полил коричневой пахнущей субстанцией либеральное правительство родной страны и твердо сказал: «Мы в оппозиции». Это и было лейтмотивом обсуждения, после которого посол Венгрии в РФ Дьёрдь Гиллиан открыл выставку«Социалистический лагерь. Эпилог - 1989 год в Центральной и Восточной Европе в архивных документах».
«Eszmelet» - левый, марксистский журнал, близкий ему российский аналог - «Альтернативы» Александра Бузгалина, редакции обоих журналов сотрудничают и близко дружат больше 15 лет. Вдохновители и редакторы журнала - пассионарные мадьяры-историки, профессора Будапештского университета Тамаш Краус и Дьёзё Лугоши целовали Бузгалина, критиковали Хабермаса за статьи в New Left Review и крыли на чем свет стоит собственное правительство и постсоциалистическое болото буржуазной Венгрии. Главный же редактор «Раздумий», Ласло Андор, недавно стал комиссаром Евросоюза от Венгрии (Тамаш Краус аттестовал Андора как марксиста и коммуниста, хотя нельзя не отметить, что еврокомиссаром Андор стал от Венгерской социалистической партии, входящей в правящую коалицию;). Краус, Бузгалин и Лугоши говорили о падении европейского социализма как об обрушении великого проекта освобождения человечества. Мадьярские товарищи горевали о разрушении первоосновы венгерской экономики - сельскохозяйственных кооперативов. Голодающие дети - типичная картинка для новой провинциальной Венгрии. Бузгалин цитировал свою беседу двадцатилетней давности с Лешеком Бальцеровичем, когда польский вице-премьер весьма откровенно сказал: «Если бы мы честно рассказали о сути предполагаемого реформирования, кто бы пошел за нами?»
С российской стороны, к моему вящему удивлению, вступительное слово произносил директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров (интересно, какое отношение венгры имеют к славистике, и почему было не позвать какого-нибудь руководителя центра финно-угорских исследований?) - личность крайне неприятная. Ни в коем случае не желая потрафлять популярным сегодня погромным настроениям в отношении гуманитарных академических институтов, ЕВПОЧЯ, должна сказать, что гуманитарным наукам с руководством академических институтов особенно «повезло» - что Институту этнологии и антропологии, вотчине Тишкова, что Институту славяноведения… Никифоров взирал на венгерских и российских левых профессоров брезгливым взглядом энтомолога и поздравил с юбилеем так, что лучше бы не поздравлял вообще: сначала прицепился к подзаголовку журнала «Восточная Европа глазами венгров» (мол, не у всех венгров такое видение ситуации), потом долго изрекал пошлые банальности о том, что вопреки убеждениям собравшихся, с человеческим лицом бывает не только социализм, но и капитализм тоже, и что искомые альтернативы могут быть и в рамках капиталистического развития. Члены редакции «Eszmelet» взирали на Никифорова примерно так же, как обычно смотрят, например, на Грызлова - типа, надо вежливо слушать и громко не ржать, потому как статусная личность выступляет:)).
Конфуз от поздравления Никифорова удалось сгладить благодаря блестящим докладам Виктора Арсланова, Александра Тарасова, Андрея Колганова и других.
Перед открытием выставки от её устроителей выступал замдиректора Российского государственного архива новейшей истории. Он пожаловался на рассредоточенность материалов по разным государственным архивам и большие затруднения в деле рассекречивания документов. Огромное количество материалов остались в так называемом Архиве Президента РФ - «надеемся, что лет через 10 откроются», - невесело подытожил архивист. Посол Венгрии, разумеется, выступал совсем в ином духе, нежели издатели «Раздумий» - мол, не всё получилось так, как хотелось, но альтернативы демократии нет. Народ сдержанно выслушал и разбрелся по стендам.
Экспозиция небольшая, но прелюбопытнейшая - весьма рекомендую посмотреть, больше часа это не займет. В её основе - архивные документы ЦК КПСС и аппарата ЦК КПСС, в том числе секретные и совсекретные, докладные органов безопасности СССР и стран народной демократии, МИДа и других ведомств, официальная пресса (в основном статьи из «Правды»), тассовки, письма лидеров государств, фотоматериалы.
Выставка получилась на редкость спокойной - история кризиса компартий, бархатных и не очень бархатных революций подается без надрыва, можно сказать, революция в письмах (а ещё точнее - контрреволюция в письмах). Впечатление создаётся идиотическое до трагизма - под мудрым руководством горбачёвско-яковлевской камарильи всё летит в тартарары, гниёт и плесневеет, земля уходит из-под ног, всё рушится, распухают готовые вот-вот прорваться гнойники социальных катаклизмов, а в документах - либо лакировка и безразличие, либо добросовестное созерцательное бессилие, либо, как во многих документах, связанных с деятельностью Яковлева и присных - подлость, предательство и измена…
Апофеозом горбачевского падения выглядит лицемерное, трусливое, иезуитски циничное «Заявление советского правительства по поводу событий в Румынии» - румынский народ сбросил наконец оковы тоталитаризма, прогрессивно мыслящие патриоты из Фронта национального спасения возглавили процесс национального возрождения и тому подобный треск. Особенно чудовищно это звучит, если знаешь, что реально стоит за этим панегириком…
Удивительно, но даже с учетом драматизма запечатленных событий и той весьма неоднозначной роли, которую сыграло горбачевское руководство в мчавшейся прямиком в черную дыру Восточной Европе, выставка выглядит крайне доброжелательной по отношению к Советскому Союзу - ни грамма той, ставшей уже привычной оголтелости, которую мы привыкли наблюдать со стороны наших восточноевропейских и прибалтийских соседей. Интонации - в диапазоне от почтительности до сдержанного сожаления…
На выставке представлены события 1989 года в ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии. Почему-то полностью проигнорирована СФРЮ - видимо, кровавая дезинтеграция и война - это материал для совершенно отдельной экспозиции, не помещающийся в данный формат…
Забавно обнаруживать в бумагах и фотографиях знакомые лица и фамилии… Читая о секретных переговорах в ЦК КПСС лидера ВСРП Дьюлы Тюрмера, вспоминаешь свои беседы с ним в Москве в конце 90-х - тов. Тюрмер уже не в обойме первых лиц государства, а лидер небольшой оппозиционной левой партии, не представленной в парламенте - и его симпатичного лохматого увальня-сына, моего ровесника Дьюлу-младшего, с которым мы рассекали по Будапешту, ели мороженое и плавали на лодочке на остров Маргит… В кулуарах выставки я прижала к стенке косматого лешего - директора культурного центра Иштвана Надя, и мы взахлеб вспоминали его замечательного визави - директора российского культурного центра в Будапеште Глеба Борисовича Вышинского, блестящего ученого, дипломата, коммуниста, сына дворян-белоэмигрантов, в буквальном смысле открывшего мне Венгрию…
Не менее забавно находить в секретных и совсекретных документах знакомые фамилии в весьма неожиданных обстоятельствах:)). Например, читая грифованные служебные записки и протоколы секретных переговоров скромного журналиста Владимира Кулистикова с высшими партийными и государственными деятелями социалистических стран, понимаешь, что речь идет не просто о рядовом замглавреда журнала «Новое время»;)… "


Ну что сказать вам, други?....
За неполные 5 лет всё стало ещё грустнее:(.

Замечательный Тамаш Краус жив-здоров, пьет с нами пиво, опекает и окормляет конференцию  (правда, сугубо организационную её часть, поскольку содержательную часть оккупировали европейские леваки из Европейского Социального Форума), сказал резкую и полемичную речь на открытии, слегка дистанцируясь от происходящего.  Журнал «Eszmelet» не выходит   -   денег нет.  На конференции раздавали несколько старых номеров. Я, разумеется, поинтересовалась, что стало с Тюрмерами.   Видный руководитель венгерских коммунистов Дьюла Тюрмер-старший, как говорят венгерские товарищи, "спился и сошёл с ума",  а его сын и мой давний приятель Дьюла-младший, в прошлом руководитель венгерского комсомола, трудится журналистом в какой-то правой газете:(((.

Левых в Венгрии, друзья мои, практически нет:((.  В отличие от левой до мозга костей Греции, где улица формирует повестку дня,  любая стихийная демонстрация даже без особой подготовки собирает десятки, а то и сотни тысяч человек, а в ряды демонстрантов вливаются все прохожие с улиц, левая конференция в Будапеште собрала в основном ностальгирующих пенсионеров.   После конференции состоялась "демонстрация", которая была бы совсем унылой, если бы не стайка польских социалистов, привезших красные флаги - в Венгрии действует запрет на любую коммунистическую символику и агитацию, демонстранты не имеют права нести флаги, хоть отдаленно напоминающие коммунистические.  После конференции в Клубе Кошута нас внизу на улице уже ожидал полицейский кордон и автозаки, но увидев масштаб мероприятия, полицейские отослали автозаки восвояси и вежливо сопровождали нас весь маршрут,  пешком к вершине горы Геллерта  (ноги и сейчас гудят и отваливаются).  Полиция сначала напряглась на красные флаги, но убедившись, что надписи на них польские,  успокоилась.


Я подозревал, что в Венгрии всё идёт слишком уж хорошо примерно с того момента, как Венгрия начисто пропала из россиянских СМИ. Она просто исчезла, как Анлантида, Польша-Чехия остались на месте, а вот о Венгрии - ни слова, "нет такой страны". То есть, конечно, есть - в туристических справочниках. Но и только.

Правда, я думал, что это из-за сверхэффективных экономических реформ, которые россиянчикам, мучимым Чубайсом, показывать было нельзя. Ан нет, оказывается, вот в чём дело - ДЕЙСТВЕННЫЙ АНТИКОММУНИЗМ. Люди реально избавились от красных, причём, что очеь важно, без видимых "ужасов", без "выжигания напалмом". Тихо, аккуратно - а ведь вывели под корень.

Нет, вы посмотрите, какая всё-таки нечеловеческая, невозможная красота: левых практически нет, последний статусный коммунист спился и свихнулся, его сын работает в правой газете, в парламенте - только правые националисты, очень правые националисты и ультраправые сверхнационалисты aka йоббик. СЧАСТЬЕ.

Похоже, если есть какой народ бывшего Восточного блока, которому "привалило" - так это венграм. Даже круче, чем чехам и полякам.

Интересно, за что такое счастье? Может, за 1956 год? "Богу понравилось, боги сжалились?"

)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 443 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →