?

Всеобщий синопсис или Система мнений


Previous Entry Share Flag Next Entry
вопросец философический
с митинга
krylov
Есть известная фраза Маркса из «Критики политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Вопрос. Какое очень известное высказывание – из серии «философская классика» - является В ТОЧНОСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ тезису Маркса?

Подсказка: автор высказывания жил до Маркса.

МОЙ ОТВЕТ: Тезис Протагора. "Человек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, и несуществующих - что их не существует".

)(



Cogito ergo sum.

(Если не сильно задумываться над тем, что Маркс понимал под словом "определять").

Edited at 2016-05-22 04:24 pm (UTC)

"Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас". Это?

Оно, наверно.

Ещё "идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой".

"В начале было слово"

Автор неизвестен, но речь о первичности информации перед материей. :-)

Re: "В начале было слово"

нет ничего кроме материи, и ее движения, все остальное - идеалистическая ересь

И кстати, по Протагору, пока нет человека нет и информации.
А по современным представлениям, информация есть даже когда амеба уже есть, так-то

"Всё разумное действительно", Гегель.

А разве бытие и сознание не взаимно друг на друга влияют, формируя друг друга?..

Но для редукционистов это слишком сложно, проще раз и навсегда решить все вопросы ссылкой на Дух или Материю, чем исследовать их взаимодействие в конкретных историко-географических формах.

Гегель, скорей всего, какой-нибудь, а то и Шопен-гауэр ("Воля как представление действительности" - он написал?).

В начале было слово.

«Мыслю, следовательно, существую») философское утверждение Рене Декарта

Разруха не в клозетах, разруха в головах. М.Булгаков.

То есть Михаил Афанасьевич жил до Карла Генриховича?

«Рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей»

(правда, не уверена, что ОЧЕНЬ известное)

"Дух бодр, плоть же немощна".

Маркс здесь конкретно и открыто полемизирует с философией права Гегеля. Проверяешь, помнят ли читатели истмат? Должны помнить, у тебя никого моложе сорока нет, все проходили.

Edited at 2016-05-22 07:41 pm (UTC)

Вообще-то работа Маркса "К критике политической экономии" является таким же вздором, как и почти вся его писанина. По Марксу получается,что обществом двигают некие мистические "материальные производительные силы", которые непонятно откуда берутся (видимо, падают с неба). Известна фраза Маркса: "Ручная мельница даёт нам общество с феодальным синьором, паровая мельница даёт общество с промышленным капиталистом". Не совсем понятно, откуда берётся тогда паровая мельница. В феодальном и натуральном хозяйстве она не нужна. Ведь очевидно, что сначала появилось товарное земледелие, и только новые аграрные отношения предъявили спрос на паровую мельницу. А у Маркса всё ровно наоборот. Хотя известно, что промышленной революции на Западе предшествовали серьёзные изменения в общественных отношениях, которых Маркс довольно глупо называл "надстройкой". Появились банки и биржи, акционерная форма собственности, неприкосновенность частной собственности, патентное право. Появилась система технического образования. Произошли грандиозные открытия в области физики, химии, математики. И вот на этой новой почве и произошёл знаменитый технологический рывок 18-го - 19-го веков. Новые общественные отношения предъявили спрос на новые технологии. У Маркса же получается так - откуда-то с неба свалилась паровая машина и породила капитализм, т.е сначала якобы появилась капиталистическая техника, а уж потом появились капиталисты. Но технологический прогресс не происходит сам по себе, им движут разум, воля и предприимчивость людей

Edited at 2016-05-22 07:42 pm (UTC)

Вообще марксизм это объясняет, что производительные силы развиваются объективно и прогрессивно, по восходящей.

А почему именно так, он не объясняет, потому что это положение с 1745 г. никем сомнению не подвергалось, как шлепнул аббат Сен-Пьер слово о вечном прогрессе разума - так и принимали это за аксиому. Чего вы хотите? Век прогресса же.

Марк- Маркс, любомудрие. Максимус

Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли. /Марк Аврелий/



Edited at 2016-05-22 08:32 pm (UTC)

Мышление производит себя, и производимое есть мысль.

Истиной бытия является понятие.

Edited at 2016-05-22 09:11 pm (UTC)