Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Умер Вайда

Умер Анджей Вайда. Жизнь он прожил счастливую, долгую и очень успешную. Чего и всем желаю.

Что сейчас скажут и напишут наши либералы, я, в общем, знаю. Поэтому пропускаем.

Теперь о кино.

Не помню кто – кажется, Набоков – говорил – ну да, в «Даре» - про «проклятую парность, от которой некуда деваться: лошадь – корова, кошка – собака, крыса – мышь, блоха – клоп». Сюда же можно добавить чай – кофе, Пастернак – Мандельштам, ну и, ближе к нашей теме, Вайда – Форман. Которые в киномире репрезентируют ещё одну такую пару, Польша – Чехия.

Поскольку людей удобно классифицировать по пристрастиям к одной из составляющих подобных пар (кошачники – собачники, чаелюбы – кофеманы и т.п.), то сразу признаюсь, что фильмы Формана я пересматривал не раз («Амадеуса» того же), а вот Вайду – даже мысли не возникало.

Это, конечно, вкусовщина, но тем не менее сейчас я задумался – а почему?

Пожалуй, дело в том, что Форман вышел на мировой уровень, а Вайда так и остался польским социалистическим режиссёром. И дело тут не в эмиграции, а в тематике и киноязыке.

Вот, скажем, такой специфический жанр, как костюмный фильм. Оба сняли по одному такому. Но формановский «Амадеус» - очарователен, а вайдовский «Дантон» - уныл. Потому что Форман снимал западный фильм про людей, на вечную тему (ЧСХ, по пушкинской «маленькой трагедии», то есть по мировой классике), а Вайда по пьесе Пшебышевской (уже плохо) слепил очень знакомую конструкцию - фигу карманную интеллигентскую надувную. И то, что он её сваял из импортного латекса и с Депардьё в главной роли, дела не меняет. Нет, его, конечно, наградили, потому что святую борьбу поляков надо было поддержать и всё такое – но сейчас-то это зачем?

Про всяких там людей из мрамора, железа и т.п. я вообще ничего говорить не буду. Ну, соцреализм. Ну, антисоветский соцреализм. Ну, талантливый антисоветский соцреализм. Сейчас-то всё это зачем и кому интересно? Думаю, и полякам самим неинтересно.

Да, про «Катынь», «мы научили москалей носить галстук» и прочую русофобию. Это наименее интересная тема. Русофобы в Польше все (я имею в виду элиту, но элита и есть «все»). Причины этой русофобии известны, и, на мой взгляд, постыдны – для поляков. Но по польским меркам Вайда был русофобом довольно умеренным, и она у него была перемешана с интересом к русской культуре. Которую он, к сожалению, понимал очень плохо. Ну так с двойными очками на носу – польскими и социалистическими – мало что видно. Так что это не только его вина.

А так… Мир его праху. И, надеюсь, кому-то его фильмы доставляют больше удовольствия, чем мне.

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments