Category:

Из серии "Самоочевидности"

Совершенно очевидно, что Гоголь никаких «Вечеров на хуторе» не писал. И «Тараса Бульбу» не писал. И «Мёртвых душ» не писал. И вообще ничего не писал, кроме «Ганца Кюхельгартена». 

Всё «творчество Гоголя» – это шутка группы русских интеллектуалов. Скорее всего, лицеистов. Прикрывавшихся фигурой Гоголя из тех же соображений, из которых группа анонимных английских интеллектуалов прикрывалось «Шекспиром».

Дело было так. После провала «Ганца» - действительно убогого и дурацкого – Гоголь понял, что бездарен. Однако амбиции никуда не делись. Очень хотелось литературной славы и величия. Тут на него обратил внимание Булгарин, который как раз планировал заняться «малороссийской» тематикой. Обсудив этот вопрос Где Следует, а потом перетерев вопрос со Свиньиным, Гоголя рекомендовали как подходящую ширму для озвучки темы. Свиньин – сам большой любитель работать чужими руками (см. его живописные опыты), а также создавать «фигуры» из ничего (см. историю с Кулибиным) -  воспринял идею благосклонно. Дальше Гоголю сделали «предложение, от которого не отказываются». 

Нельзя при этом сказать, что Гоголь вообще ничего не делал. Он выступал экспертом по малороссийскому быту и т.п. Тексты же писал Пушкин, Вяземский и Греч. 

Гоголь понимал всю ложность своего положения и несколько раз пытался бросить литературу. Например, он пытался выступать как историк. Ему даже исхлопотали кафедру в Петербургском университете, но систематические занятия оказались ему не по силам. Пришлось «вернуться к литературе» - то есть продолжать переписывать чужие тексты и издавать под своим именем. 

Про «Ревизора» известно официально, что «сюжет пушкинский». На самом деле, конечно, весь текст пушкинский – Гоголю здесь принадлежит только изготовление фальшивых «черновиков» и зачитывание их вслух. 

Тяготясь своим двусмысленным положением, Гоголь сбежал за границу. Там он попытался писать сам. Увы, всё, что получалось, было жалким и смехотворным. Большую часть всего этого он уничтожил (например, «трагедию из быта запорожцев»), кое-что уцелело (жалкая «Аннуцианта», например). Но деньги кончились, пришлось возвращаться в Москву и браться за очередной заказ – а именно, за «Мёртвые души». 

Тут, что называется, началось. Возомнивший о себе Гоголь регулярно ссорился с заказчиками, пытаясь вносить в рукописи отсебятину. Более того, пытался писать сам. И написал – жалкие и презренные «Выбранные места» и ещё всякую чушь типа «Развязки «Ревизора». 

В конце концов заказчики от его услуг отказались. «Парень, ты нас достал». 

Оставшуюся жизнь Гоголь потратил на попытки самостоятельно дописать «Мёртвые души». Разумеется, ничего не получилось. В конце концов Гоголь сжёг рукопись второго тома, чтобы не срамиться – потому что было слишком хорошо видна разница в литературном мастерстве. После чего покончил с собой. Что благонамеренные друзья выдали за последствия голодовки. Хотя, может, он именно так себя и убил. 

Это-то всё понятно. Вопрос – был ли среди группы литераторов-заговорщиков сам государь император? И не его ли перу принадлежит «Ревизор»? Уж больно странной кажется его реакция на пьесу. Нет ли тут – - - ?

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →