Из серии "Самоочевидности"

Совершенно очевидно, что Гоголь никаких «Вечеров на хуторе» не писал. И «Тараса Бульбу» не писал. И «Мёртвых душ» не писал. И вообще ничего не писал, кроме «Ганца Кюхельгартена». 

Всё «творчество Гоголя» – это шутка группы русских интеллектуалов. Скорее всего, лицеистов. Прикрывавшихся фигурой Гоголя из тех же соображений, из которых группа анонимных английских интеллектуалов прикрывалось «Шекспиром».

Дело было так. После провала «Ганца» - действительно убогого и дурацкого – Гоголь понял, что бездарен. Однако амбиции никуда не делись. Очень хотелось литературной славы и величия. Тут на него обратил внимание Булгарин, который как раз планировал заняться «малороссийской» тематикой. Обсудив этот вопрос Где Следует, а потом перетерев вопрос со Свиньиным, Гоголя рекомендовали как подходящую ширму для озвучки темы. Свиньин – сам большой любитель работать чужими руками (см. его живописные опыты), а также создавать «фигуры» из ничего (см. историю с Кулибиным) -  воспринял идею благосклонно. Дальше Гоголю сделали «предложение, от которого не отказываются». 

Нельзя при этом сказать, что Гоголь вообще ничего не делал. Он выступал экспертом по малороссийскому быту и т.п. Тексты же писал Пушкин, Вяземский и Греч. 

Гоголь понимал всю ложность своего положения и несколько раз пытался бросить литературу. Например, он пытался выступать как историк. Ему даже исхлопотали кафедру в Петербургском университете, но систематические занятия оказались ему не по силам. Пришлось «вернуться к литературе» - то есть продолжать переписывать чужие тексты и издавать под своим именем. 

Про «Ревизора» известно официально, что «сюжет пушкинский». На самом деле, конечно, весь текст пушкинский – Гоголю здесь принадлежит только изготовление фальшивых «черновиков» и зачитывание их вслух. 

Тяготясь своим двусмысленным положением, Гоголь сбежал за границу. Там он попытался писать сам. Увы, всё, что получалось, было жалким и смехотворным. Большую часть всего этого он уничтожил (например, «трагедию из быта запорожцев»), кое-что уцелело (жалкая «Аннуцианта», например). Но деньги кончились, пришлось возвращаться в Москву и браться за очередной заказ – а именно, за «Мёртвые души». 

Тут, что называется, началось. Возомнивший о себе Гоголь регулярно ссорился с заказчиками, пытаясь вносить в рукописи отсебятину. Более того, пытался писать сам. И написал – жалкие и презренные «Выбранные места» и ещё всякую чушь типа «Развязки «Ревизора». 

В конце концов заказчики от его услуг отказались. «Парень, ты нас достал». 

Оставшуюся жизнь Гоголь потратил на попытки самостоятельно дописать «Мёртвые души». Разумеется, ничего не получилось. В конце концов Гоголь сжёг рукопись второго тома, чтобы не срамиться – потому что было слишком хорошо видна разница в литературном мастерстве. После чего покончил с собой. Что благонамеренные друзья выдали за последствия голодовки. Хотя, может, он именно так себя и убил. 

Это-то всё понятно. Вопрос – был ли среди группы литераторов-заговорщиков сам государь император? И не его ли перу принадлежит «Ревизор»? Уж больно странной кажется его реакция на пьесу. Нет ли тут – - - ?

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →