Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

к старому

Надо бы, наконец, про смертную казнь (обещал adolfych, обещания надо выполнять).

Собственно, тема скучная. Поэтому - лжекат, и очень коротко.

Все возражения против смертной казни сводятся, по большому счёту, к трём.

Во-первых, к тому, что "нет такого преступления, которое заслуживало бы смерти". Во-вторых, "такие преступления есть, но государство, как кровожадный монстр, не вправе распоряжаться человеческой жизнью". В-третьих, "есть, и вправе, но ведь возможны ошибки, а лучше сто виновных оправдать, чем одного невинного погубить".

Начнём с третьего. Все "цивилизованные страны" признают право на самооборону, вплоть до убийства нападающего. Кроме того, за работниками правоохранительных органов признаётся право "превентивного ответа на подозрительные действия". При этом возможны ошибки: человек полез в карман за носовым платком, его шлёпнули. За такую ошибку могут осудить, но могут и оправдать - зависит от ситуации. Увы, люди иногда убивают людей по ошибке. Количество этих ошибок желательно свести к нулю, но заранее этого требовать было бы нелепо.

Теперь второе. Государства иногда воюют. Всё, собственно.

И, наконец, первое. Если ставить вопрос таким образом, возникает желание продолжить. Почему вообще одни люди осмеливаются наказывать других? Я отнял у Пети булку и сожрал её. Нет такого наказания, которое я бы заслуживал. Я просто реализовал потенцию своей уникальной сущности, состоявшей в том, чтобы сожрать чужую булку. Что такое вообще "своё" и "чужое", как не навязанные нам условности? И т.п.

Возразить против этого на абстрактном уровне нечего. Проблема в том, что мы не хотим, чтобы другие люди жрали наши булки. Более того - мы хотим бить по морде тех, кто булку сожрал, хотя понимаем ведь, что булку этим не вернёшь.

И наше желание наказать за сожранную булку никак не менее значимо, чем желание сожрать чужую булку. И даже более.

Так вот. Наше желание убить некоторых людей (типа тех, которые детей насилуют и убивают) никак не менее значимо, чем их желание жить. Можно назвать это "кровожадностью дикой толпы". А можно - "естественным чувством справедливости".

Однако. Мировой опыт показывает: если долго не удовлетворять естественные чувства, это кончается плохо. Коммунизм, например, прокололся на том самом - "отнимали вещи". В то время как чувство "своего" - неотменимо.

Наконец, в ход идёт последний аргумент: "живут же европейцы без этого".

Ответ: а очень богатые люди на яхтах катаются. Европейцы достигли такого социального благополучия, когда желание "убить гада" возникает очень редко, за редкостью гадов "такого масштаба". Так что можно и поиграться в гуманизьму. (Впрочем, подозреваю, что это благолепие несколько наигранное - но это уже другая тема). Однако, когда в Бельгии судили Дюрту, полстраны требовало смертной казни. Кстати, движения за возвращения смертной казни периодически возникают во всех европейских странах - "как только находится повод". Но, разумеется, мнение народа во внимание не принимается.

У нас же имеется очень много людей, которые заслужили смерти. "Нехорошо им ещё жить".



)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments