В детстве я боялась бомбу. Боялась "фашиста". Боялась погрома. О-о! как я боялась! Я думала, где я спрячусь и с ужасом понимала, что найдут, я перебирала соседей - кто спрячет нас и кто выдаст, спрятав, если пригрозят. Замирала при грохоте на улице... Если за окном слышны были крики - я сжималась - "сейчас придут и будут ломится в дверь..." Ощущение было - про меня всё известно, не спрячешься ни под кроватью ни у соседей... Я надеялась наврать - кому!? - себе? - погромщику? - что я не еврейка и понимала что не получится , что от этого никуда...Это ещё до школы...
(и дальше кошмары на ту же тему).
Читаю и думаю: а откуда все эти ужасы? На советскую пропаганду тут ничего не спишешь: Холокост в СССР не соблюдался. На западную - тоже. Значит, невротизация происходила в семье. То есть мама с папой просвещали. Причём талантливо и на хорошем уровне. Я знаю только один случай, чтобы ребёнок до такой степени боялся "вещей неактуальных" (это был С., из семьи "потомственных староверов": он прятался под диваном от злого Бога, который всё время хотел его наказать за грехи).
С другой стороны. Параноидальное, до шизофрении, еврейское воспитание, пожалуй, полезно: невротики "достигают большего". Внутри человека должен быть ад. Он должен ненавидеть окружающих и держаться за свою общину. Тогда у него есть шанс "успешливо продвинуться".
В мире, построенном такими же невротиками и параноиками, разумеется. Но другого мира у нас нет, ага.
)(