Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Эмиграция 1. Нормативная модель

(К вопросу avva о корректности суждений с "весьма неполной индукцией".)

Рассуждая о каком бы то ни было явлении, полезно сначала представить себе (и предъявить другим свои представления) "нормальную модель" этого явления. То есть - "как оно должно быть". "Должно" - не в смысле "соответствия идеалам добра и справедливости" (мало что им соответствует), а в смысле "средненормального" (в этом смысле можно говорить о "нормальном ходе болезни", например). "Нормальность" модели - это отдельный сложный вопрос, решаемый по-разному (тут пропускаем методологический пассаж на две страницы). Вкратце: "нормальная" модель неспецифична: она хорошо описывает разнородные случаи. Например, "нормальная" модель роста раковой опухоли хорошо описывает и рост опухоли у одноногой чернокожей старухи, и у белого подростка из богатой семьи.

Теперь к теме. Эмиграция и поведение эмигранта - это не табула раса, это хорошо изученное явление. Социология эмиграции - вполне почтенная отрасль знания, к тому же весьма востребованная практически. Тут, разумеется, есть свои проблемы - но всё же некий набор нормативных моделей существует.

Рассмотрим сначала три типические случая эмиграции. Первый - переезд из села в город. Второй - выезд из страны "третьего мира" в одну из европейских стран. И третий - эмиграция, скажем, из Великобритании в Австралию (такое тоже бывает).

Начнём с первого. Деревенский парень уезжает в город, рассчитывая на более динамичную, интересную и обеспеченную жизнь. При этом он не чувствует никакой неприязни к родному селу. Да и с чего бы: это его родина, он здесь вырос, ему здесь всё знакомо и т.д. Другое дело, что ему здесь "тесно и скучно": он считает, что "способен на большее" (например, получить высшее образование, интересную профессию, заняться бизнесом, и т.п.)
Покинув село, он рано или поздно начнёт испытывать известную ностальгию, которая усиливается с годами: в селе-то и воздух был чище, и люди приятнее. Разумеется, он не вернётся в село - хотя не исключено, что "на возрасте" он купит себе там домик, в котором будет проводить лето. Но даже если он этого не сделает, он, скорее всего, будет с удовольствием рассказывать новым городским друзьям про "родное Шемякино", про рыбалку на рассвете, про чистую речку, про какого-нибудь деда Семёна, который гнал отменный самогон, и т.п. На вопросы "а что ж ты оттуда уехал" он ответит что-нибудь вроде "да вот хотел учиться на инженера".

Если у нашего героя осталась родня на селе, он будет о ней вспоминать, а то и помогать материально (особенно если родня достаточно близкая и не слишком требовательная).

Если он где-то встретит человека родом из того же села, он наверняка постарается завести знакомство: как минимум, крепко выпьет с "земелей", как максимум - поможет с устройством или другими делами ("всё-таки свой, земляк, не пропадать же ему").

Если он вдруг узнает, что с родным Шемякино что-то случилось (скажем, наводнение - "всё затопило"), он, как минимум, сильно расстроится, как максимум - начнёт действовать (скажем, загрузит свою машину жратвой и поедет "выручать" - знаю подобный случай). И уж во всяком случае, ему не придёт в голову радоваться горю шемякинцев.

Второй случай. Египтянин (пакистанец, вьетнамец) переправляется - возможно, нелегально - в "белую" страну, рассчитывая на то, что там он "заработает на жизнь", да и жизнь будет интереснее. Разумеется, для того, чтобы там удержаться, он готов на всё. И если от этого будет зависеть его пребывание в стране, он скажет чиновникам всё, что они захотят от него выслушать - в т.ч. красочно распишет ужасы, творящиеся на его родине (а себя объявит жертвой политических репрессий). Но при этом он постарается держаться поближе к "уже устроившимся" соотечественникам, поскольку они - его единственная защита и опора в недружелюбном белом мире. Он будет испытывать определённую ностальгию по покинутой родине - где и климат был привычнее, и еда, и вообще всё (что нисколько не мешает спокойному пониманию того, что он туда не вернётся). Если ему удастся выучить язык и устроиться на работу, он никогда не позволит себе дурно отзываться о своей стране, и постарается, чтобы другие (особенно местные) этого тоже не делали - хотя бы в его присутствии. Скорее всего, он будет пересылать определённую часть заработка своим родственникам, оставшимся на родине. Если на родине случится беда (скажем, революция или война), он, как минимум, сильно огорчится, а то и постарается "что-то сделать". И опять-таки, никакой радости по такому поводу он уж точно не испытает.

Третий случай. Англичанин из каких-то соображений (скажем, обломилось крупное наследство от покойной тётушки - "заводы, газеты, параходы") едет в какую-нибудь Австралию или Бразилию. В общем, его поведение по некоторым параметрам будет не сильно отличаться от предыдущих случаев: он будет охотно общаться "со своими" (скажем, ходить в местный "английский клуб"), петь "Правь, Британия" и т.п... Дальше неинтересно - общая картина уже, наверное, понятна.

)продолжение следует(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments