Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Десять "самых-самых" русских поэтических строк

Это не столько "мой личный выбор", сколько "наблюдённая реальность".

При этом я беру только и именно строки, а не "целые стихи".

Итак.

1. Самая общественно значимая русская поэтическая строка.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй.

Эта строчка известна большинству образованных русских людей, хотя её известность имеет крайне странный характер: строчку знают не по стихотворению Тредиаковского (коего никто не читал), а по эпиграфу к "Путешествию из Петербурга в Москву", которое тоже мало кто читал (а кто читал - мало что запомнили). Это двойное неведение - стиха и книжки - тем не менее не мешает этой строке быть абсолютно узнаваемой. При этом её "политический заряд" тоже очевиден: что именно подразумевается под "чудищем", все как бы понимают.

Любопытная подробность: чудище у Тредиаковского (собственно, Кербер) было тризевным, "стозевность" - приписка Радищева (опять же, понятно зачем и почему сделанная).

2. Самая забавная русская поэтическая строка. [Пояснение - не то чтобы и в самом деле смешная, а такая, над которой принято смеяться: некий образец "мовизма"].
Пожалуй, что опять Тредиаковский"
Императрикс Екатерина, о!

Над этим шедевром принято издеваться "сразу по многим причинам" - не в последнюю очередь потому, что в ней усматривают "неуклюжее верноподданничество": дескать, хотел лизнуть, да не вышло, язык шершав оказался... Мало кто осведомлён, что на самом деле эта строчка составлена строго по канонам одического стихосложения: титул Екатерины правильно латинизирован, а нелепое для русского слуха "о!" просто должно стоять в первой строчке, "таковы правила". "Всё по европейским лекалам". Из чего можно было бы вывести соответствующую мораль - но увы, общество, разобиженное на "чудище облое", к таким моралям всегда оказывалось глухо.

3. Самая эпатирующая русская поэтическая строка.
Я люблю смотреть, как умирают дети.

Каким-то образом именно эта - не самая сильная - строчка Маяковского стала de facto "классическим образчиком эпатажа" - и это несмотря на обилие разнообразных "шокингов", производимых в ту эпоху всеми неленивыми "людьми искуйства" как горячие пирожки. (Навскидку вспоминается Брюсов, последовательно восславивший все ему известные половые перверсии - коими всеми он равно не интересовался.) Думаю, не обошлось без всеопределяющего влияния Достоевского: строка очень уж хорошо оттеняет "слезинку ребёнка".

) продолжение следует; любые мнения и поправки с благодарностью принимаются (
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →