Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

"Познай себя"

К блестящему егоровскому рассуждению о либертарианстве.

Собственно говоря, да. Если либертарианцы учат, что сам человек лучше всех знает, что ему нужно (то есть что все остальные априорно знают это хуже), то они неправы. Потому что можно привести массу контрпримеров. Например, егоровский - прививки. Знать "весь список нужных прививок" - это "вряд ли кто могёт". Можно, конечно, заплатить копеечку государству или частному лицу, и он выдаст список нужных прививок. Но факт остаётся фактом: человек не знает, что ему нужно "привить оспу", и что ему вообще надо что-то там "прививать". "Так и сдохнет".

Однако, дело не только в этом. На самом деле о своём здоровье человек всё-таки думает. Но вот пример с "мерами и весами" - или с какой-нибудь метеостанцией - на самом деле "куда сильнее" - потому что здесь идёт речь о том, о чём человек думает очень мало, да и не обязан думать. А ведь если "там что-то сломается", то будет нехорошо.

Вообще, уровень заботы о себе среднего человека, и даже знания того, что ему нужно, легко проверить. Некоторые мужчины, например, не знают и знать не хотят, где лежат их носки и трусы - потому что "это пусть Верка помнит". А ведь носки и трусы - вещь нужная.

Государство - это во многом та же "Верка". Оно "держит в уме" массу разных неинтересных, но нужных вещей. О которых у нас не только голова не болит, но мы даже и не знаем о них, и о том, что это нам всё, оказывается, нужно.

В качестве примера. Представим себе, что у нас имеется нечто вроде добровольного налогообложения: вместо того, чтобы отдавать наши денежки неизвестно на что, мы видим перед собой чудовищной длины лист, на одном конце которго написано "разработка аквавитайзеров нового поколения", а на другом - "ремонт сарая при гараже мэрии г. Чебоксары", а между ними - 1000000 мелочей. "И так шо"? Мы сможем принять "сознательное ответственное решение", кому сколько дать денег? "Не смешите мои тапочки".

Но это бы всё ладно. Можно утверждать, что уж желания-то свои человек знает. Тут сразу выясняется, что главным врагом либератарианства оказывается психоанализ, исходящий из того, что человек больше всего на свете боится узнать свои желания - ибо они непристойны и неисполнимы. И занимается фигнёй (типа бизнеса или творчества) лишь потому, что он не может трахнуть свою мамочку.

Я считаю психоанализ, мягко говоря, "ограниченно применимым" (то есть применимым только к "типичным фрейдовским пациентам"). Но вообще проблема есть: наши желания - это то, что мы знаем хуже всего. Из этого не следует, конечно, что их кто-то знает лучше - будь то психоаналитик или чиновник. Но эти два персонажа обычно знают о людях "больше, чем нам кажется"...

)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments