Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Цыганское (повтор, конечно)

К этому, этому, этому и проч.

1. Я обычно привожу отношение к цыганам именно как классический пример фобии, имеющий черты "национальной", но с национальностью никак не связанной. Потому как никому не придёт в голову сказать глупость типа "цыган ненавидят за то, что они цыгане", "цыган ненавидят за форму их носов", "цыган ненавидят за их национальную культуру", "цыган ненавидят за то, что им завидуют", "цыган ненавидят по иррациональным причинам", и т.п.

2. Потому что всем слишком ясно, за что именно к цыганам относятся плохо. За то, что они делают. Только за это.

3. Если принять это в качестве основы, то довольно скоро выяснится странная вещь: "настоящая" (то есть описываемая всякими учебниками и т.п.) ксенофобия - вещь очень редкая. Надо очень постараться, чтобы найти человека, ненавидящего других людей за форму носа и проч. Причины ненависти всегда конкретны и рациональны.

[3a. Замечание: "рациональное" не значит "истинное". Например, если мы боимся жаб, поскольку думаем, что от прикосновения к ним бывают бородавки, но это не так - значит, причина нашей жабофобии ложна, хотя и рациональна.]

4. Но тут есть одна тонкость. Речь идёт именно о ненависти, а не о всех видах "фобий" вообще. Плохое отношение к кому бы то ни было далеко не всегда вызывается ненавистью. Одна из фундаментальнейших причин плохого отношения (точнее даже, плохого обращения) с кем-то - это элементарная слабость этого кого-то. Бить и унижать беззащитных очень приятно. Следовательно, всякий беззащитный будет бит и унижен. "Это закон жизни".

5. Заметим также, именно в этом пункте действительно начинается некий "иррационализм": поскольку признаться в вышеуказанном факте несколько стыдно. Тут начинается "выдумывание вины". Как это происходит, можно посмотреть в любой школе, где группка весёлых одноклассников на переменках систематически лупит какого-нибудь ботана. Вызванные к училке и вынужденные оправдываться, они пускаются во всякие придумки, иногда совершенно невероятные.
(Но тут есть характерный момент: жертву на самом деле не ненавидят и не боятся - скорее, презирают.)

)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments