Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Бедность

Наверное, это неплохо написано. "Злая сера в ушах". Однако, если обратить внимание на смысл текста (а он, вопреки форме, таки есть), то получается ведь нехорошо.

А именно. Когда кто-то говорит, что "богатство есть зло", а бедность чем-то хороша, у меня сразу появляется ощущение, что, значит, "сейчас отберут последнее". А разговорчики - "чтобы проще было взять". Чтобы "кулачок разжать" меньшим усилием. Глядишь, и не так будут стискивать последний грошик.

У меня на все эти вопросы взгляд, извините, традиционный. Богатство считается злом по одной-единственной причине - поскольку большинство существующих форм богатства порождают бедность.* Российское "богатство" и российские "богатые" (грабители, убийцы и предатели Родины) - уж несомненно зло, почти что в химически чистом виде. Но - именно поэтому. А не потому, что "сытые и довольные своим потреблением".

Бедность же есть зло безусловное - то есть зло само по себе, а "не потому что". По той же причине, по которой злом являются болезни, старость, боль. Можно и нужно любить бедных (а также больных и старых), ибо они в этом нуждаются больше других. Бедность любить нельзя, это противоестественно и мерзко.

Отдельная тема - "нищета добровольная", "духовная". Она не обязательно удел одиночек, как сейчас это представляют: в той же Индии уход из семьи в саньясу считался скорее "желательной нормой". Теоретически, каждый человек в старости может пойти в монахи или "как-то совершенствоваться". Но в таком случае надо понимать, что мы имеем дело совсем не с нищетой в классическом смысле этого слова. Саньяса или монастырь - это особые социальные институты, причём - институты благополучия, пусть и специфического.

Итак, что же такое бедность? Это совсем не отсутствие денег, вещей, одежды, еды. Например, нищий странник-богомолец, вообще говоря, не беден. Да, его потребности низки, но и трудовые затраты минимальны, нет "маяты" и "горбаченья". "Добрые люди подадут". Точно так же, портовый бич - не бедняк (а кто его примет за "бедного", тому он объяснит - ну, если, конечно, захочет разговаривать).

Итак. Бедность - это необходимость вести хозяйство (минимум - кормиться самому) в условиях критической нехватки ресурсов. То есть в ситуации, когда чего-то обязательно да не хватает: "нос вытащил - хвост увяз".

Обычно недостаток "материального" (денег, вещей, земли) покрывается за счёт невосполнимых физиологических ресурсов, за счёт собственного тела: бедняк истощает себя, он недоедает, недосыпает, быстро старится, сильно мучается, рано умирает. Это физиологическое (и умственное тоже - отупление, оглупление, забитость) и есть характернейшая примета настоящей бедности.

Ещё одно важное условие: речь идёт о всех ресурсах. Например, человек, у которого водятся деньжата, но у которого "каждый может их отнять" (и отнимают) - беден. Человек пьющий - беден по определению: он "всё пропивает". Человек, живущий в российском климате (требующем физиологических сверхусилий по "выживанию и нормальному самочувствию") - всегда близок к бедности, если он живёт не в хоромах каменных и не ходит в солярий. Потому как - "холод да сырость", и всё это "высасывает силушку", и надо "себя подстёгивать"... Житель тропиков, с их влажной жарой, в этом смысле тоже выжимается природой как лимон. И т.п.

Разумеется, долгая бедность вырабатывает определённые техники выживания. Например, бедняку "всякая верёвочка надобится". У меня дома до сих пор лежат чемоданы с обрезками "тряпочек" - мама когда-то из них шила, причём шила чудесные совершенно вещи. Коробочки с пуговичками, с отпоротыми молниями - "всё пригодится". Типично русская бедность: аккуратная, прибранная, но бедность. Бедность многих поколений, которые все "плохо кушали" и "ходили в обносочках" (в то время как - - -).

Ещё одна типичная черта бедняка - заворожённость богатством, как иным онтологическим состоянием человека. Бедняк - это тот, кто ставит цветок в банку из-под "импортного пива". Не потому, что нет "красивого кувшинчика" (казалось бы, что такого - слепи из глины, обожги - получится красиво, сам делал в детстве). Нет, "банка тёмного стекла" (с) Окуджава - это символ Иного Мира, где Тепло и Сытно, и изящные праздные люди занимаются лёгкими интересными делами... Бедняк тащит к себе любой обломок Богатого Мира, чтобы хоть как-то прикоснуться к нему. "Коснуться губами следов" богатства. "Там - Солнце".

(Разумеется, это не противоречит ненависти к богатым. "Они жируют". Но за этим просматривается - "они недостойны богатства, которым обладают". Само же Богатство сияет светом незакатным.)

Россия всегда была нищей страной. Поскольку же нищего ограбить легче всего, её всегда и грабили "страны благополучные" - выжимали, сосали соки, а сейчас просто схарчили вместе с косточками. "Отрезали куски у живого" (что даже Талмуд запрещает). Впрочем, "хотели убить", просто тварь оказалась живучая. Но - "всё отнимают", и всё отнимут. Сейчас уже протянули руку за последними пожитками: ЖКХ и пенсионная система. "У неимущего отымется и последнее, что имел" - всё вполне библейски.

И ведь что забавно. Нашим богатым и в самом деле не хватает денег. Они тоже некоторым образом бедные. Пусть даже в смысле "жемчуг мелок".

А именно: для того, чтобы рассматриваться как Настоящие Законные Богатые (то есть Западные), им ведь тоже не хватает ресурсов. Например - их всегда будут рассматривать как "псов" и "воров" (каковыми они и являются) и никогда не будут держать "за своих". Они вынуждены постоянно приплачивать "тамошним", чтобы уворованные ими деньги "хотя бы принимались". Они за всё платят дороже. Они много чего не могут и мало на что имеют право. Например, я не знаю ни одного случая, чтобы "богач из России" (нееврей, неармянин, то есть не кто-то из членов "сильной" диаспоры) купил бы крупную американскую компанию, производящую какой-нибудь хайтек - и, сдаётся мне, не только потому, что "не пытались". И они выжимают выжимают, выжимают "эту страну", чтобы оплачивать своё шаткое, двусмысленное, положение, чтобы не сразу выгнали, чтобы приглашали к столу.

Началось это, впрочем, не с них. Не надо забывать, как Горбачёв продавал Восточную Европу за Нобелевку, за фуршеты с Настоящими Западными Политиками, за поцелуи Тэтчер... в общем, за "фу-фу", но этого фу-фу не имели "ни Брежнев, ни Андропов". Сталин был и в самом деле выше этого - но уже Хрущ был полностью заворожён "настоящей жизнью". Все эти "догоним и перегоним Америку" уже предполагают, что Америка есть Абсолютная Цель. То есть Хрущёв вёл себя как типичный бедняк. Всё то же, всё то же - смотеть слезящимися от умиления глазами сквозь железный занавес на бал, где играет музыка и танцуют "изящные минуэты". "Парадиз". "Вечный Полдень вечного счастья".

Вполне себе античная картинка: олимпийцы возлежат на вечном пиру, передавая друг другу чаши с амброзией - пока свергнутые ими Титаны, мудрые и благородные, мучаются в безднах Тартара. Россию, кстати, на старых европейских картах так и называли - "Tartaria".

______________
* Разумеется, я не имею в виду, что богатые обязательно "прямо всё отнимают" у бедных - хотя обычно это так. Однако, американец не "объедает" русского. Он делает другую вещь: не даёт русскому подняться, обжиться, обогатиться, заняться "наукой какой-нибудь", и т.п. Он не живёт за его счёт, отнюдь, он даже тратится - то есть оплачивает его бедность.

)(
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments